Обучение в высшей школе, его основные принципы


Обучение в высшей школе, его основные принципы

Сущность обучения в высшей школе

Обучение в высшей школе осуществляет учение и воспитание студенчества, что в своей совокупности составляет учебный процесс. В терминологии «учебный процесс» имеет много понятийных блоков, впрочем, не все они являются синонимами.

Каждое учебное заведение осуществляет обучение и воспитательную работу, являющихся содержанием учебно-воспитательного (педагогического) процесса, который реализуется как организовано взаимодействие педагогов и воспитанников (субъектов и объектов воспитания). Понятие «учебно-воспитательный процесс» означает совокупность учебных занятий, аудиторной и внеаудиторной воспитательной работы в высшей школе.

Определение 1

Педагогический (учебный) процесс – это процесс взаимообусловленной и взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленный на эффективное и результативное достижение целей образования и обучения.

Обучение является сложным явлением, динамично подвижным процессом, оно имеет двойственную природу, объективирующую через двустороннее образовательное взаимодействие преподавателя и студента (студентов) и, соответственно, учебную деятельность первого и ученическую деятельность другого субъекта.

Сущность обучения в высшей школе отличается своей спецификой как в процессе преподавания, так и учения, что обусловлено целью и задачами высшей школы.

Каждый из участников равноправного образовательного взаимодействия осуществляет конкретные, присущие такому субъекту учебные действия, виды операций и работы, но, руководствуясь разнонаправленными целями, преподаватель направляет активное сотрудничество на развитие потенциальных возможностей центрального субъекта – студента на пути его социального развития и приобретения профессиональной компетентности.

Взаимная активность, сотрудничество преподавателя и студента в процессе коммуникаций в рамках учебного процесса – это педагогическое (образовательное) взаимодействие. Эффективность учебного процесса определяют образования динамического взаимодействия – преподаватель- студент, преподаватель-студент-студенты.

Между субъектами объектами устанавливают такие связи:

  1. информационные – обмен информацией;
  2. организационно-деятельностные – совместная деятельность;
  3. коммуникативные – общение;
  4. управления и самоуправления.

От соотношения этих взаимосвязей зависит успешная учебная деятельность.

## Содержание высшего образования и его принципы

Замечание 1

Содержание высшего образования рассматривают как основу субъектного знания, направленного на способность специалиста принимать участие в социально-экономическом взаимодействии (общество знаний, экономики знаний), что обеспечивает адекватный результат за общественно-полезный труд, социальную ответственность и формализованную совокупность ценностей и запросов общества.

Содержание высшего образования обусловлено целями и потребностями общества.

В последнее время практика все чаще имеет дело с такими явлениями и задачами, где традиционные эмпирические методы являются бессильными. Старый образ мышления (обычный, элементарный, сформированный стихийно еще на заре истории человечества на простых формах труда по воссозданию внешних форм и отношений вещей) исчерпал себя и ограничил (сузил) диапазон своей компетентности. Он явно не справляется с усвоением нового, более глубокого слоя действительности, ведь не отражает ее в осложненных и постоянно меняющихся условиях жизни.

Важнейшими принципами содержания обучения в высшей школе являются:

  1. установление необходимых и достаточных знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности;
  2. фундаментализация и профессионализация образования;
  3. установление оптимального соотношения теоретической и практической подготовки по каждому учебному предмету, оптимального объема учебных практик и т.д.;
  4. технологичность трансформации содержания образования в содержание обучения и др.

Все указанные принципы направленны на обучение и развитие личности студента. Студента определяют в учебной деятельности главной действующей фигурой. Студент является и объектом, и субъектом одновременно: как объект он предстает развивающейся индивидуальностью, как субъект – личностью, которая стремится к самосовершенствованию. Для высшей школы сложной задачей является создание соответствующих условий перехода каждого студента с объект- в субъектную позицию в учебной деятельности.

Субъект-субъектное взаимодействие в высшей школе

Определение 2

Современный специалист – это всесторонне развитая личность с гуманистическими ценностями, развитыми творческими качествами, он обладает системным мышлением, чувством социальной ответственности и способностью к проективной и прогностической деятельности.

Настоящее субъект-субъектное образовательное взаимодействие в высшей школе предполагает, в первую очередь, создание условий равноправия отношений всех участников воспитательного и учебно-исследовательского процесса, приоритетность отношений одного из субъектов, а именно, студента, и центровки учебно-познавательно-воспитательной среды вокруг конкретной, каждой личности.

В построенной учебном среде, центрированной вокруг личности, должен происходить диалог полноправных субъектов взаимодействия. То есть такое обучение определено только субъект-субъектными отношениями участников: преподаватели организуют обучение и создают благоприятные (желательные) для продуктивного учебно-воспитательного процесса условия, студенты же осуществляют ученическую деятельность, то есть мотивировано и старательно постигают миропознание.

Вместе с тем, субъектная ориентированность обучения ни в коей мере не означает полного детерминизма одного участника учебного процесса – ни студента-студентов, ни преподавателя.

Основательная характеристика, систематизация основных параметров и сравнение парадигмы принципов обучения в высшей школе показывает, в частности, такие различия от традиционного учения:

  1. По целям обучение направлено на конструирование учебных ситуаций;
  2. Парадигма обучения ориентирует преподавателей на проектирование учебных программ и курсов, когда традиционное учение – на создание развивающей образовательной среды.
  3. Процесс обучения имеет линейный, кумулятивный характер, а процесс учения – системообразующий и открытый.
  4. Обязательное присутствие и преподавателя, и студента в процессе обучения, и непременная активность студента составляет основу учебно-воспитательного процесса.
  5. Занятия в парадигме обучения начинают и заканчивают в строго определенное время, занятия в парадигме учения не жестко регламентированы, образовательная среда доступна для студента в любое время.
  6. Преподаватель и студент (студенты), согласно парадигме обучения, работают изолированно, зато, согласно парадигме учения, они работают в партнерстве одной командой, где преподаватель приобретает роль менеджера образовательного процесса, создателя методов учения и образовательной среды.
  7. Лекционная система как ведущая форма и метод обучения в высшей школе и процесс учения обособлены и вступают в противоречие.
  8. Оценка знаний для процесса традиционного обучения происходит в конце курса, а в приоритетах учения является постоянной, потому как должна засвидетельствовать совершенствование личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :