Единство как принцип обучения


Единство как принцип обучения

Учебная деятельность как реализация принципа единства

Учебная деятельность как реализация принципа единства представляет собой основную форму включения в общественное бытие человека в возрасте от 6-7 до 22-23 лет, поэтому важно, чтобы в результате активной учебной деятельности, самостоятельного решения учебных задач, в общении на творческой основе с учителем и учениками раскрывались черты индивидуальности, утверждалась позиция субъекта учения, происходило развитие его личности.

Замечание 1

Принцип единства в обучении имеет свою структуру, включающую цели, мотивы, предметное содержание, знания, учебные действия, операции, способы, результат. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, как и деятельность обучающего и обучаемого

Процесс обучения предусматривает обязательность таких форм деятельности, из которых одна – та, которая учит – принимает участие в передаче опыта, накопленного человечеством, а другая направлена на приобретение общественного опыта, его трансформацию в личный багаж ученика.

Обе формы деятельности необходимы, они составляют суть учебного процесса, в ходе которого ученик становится субъектом учебной деятельности на основе таких его личностных образований, как активность и самостоятельность. Этому всесторонне способствует учитель, но результат все-таки зависит от характера деятельности и приложения сил самого ученика.

Вот почему активность, самостоятельность действий ученика в соответствии с поставленными целями является своеобразным механизмом его позиции субъекта.

Этому способствует включение в учебный процесс разносторонних видов деятельности, которые часто проявляются в синтезе, взаимосвязи различных видов и форм деятельности:

  • учения,
  • научения,
  • педагогической,
  • познавательной,
  • эмоциональной,
  • социальной,
  • коллективной,
  • мыслительной,
  • познавательной,
  • индивидуальной,
  • практической,
  • эмпирической,
  • теоретической,
  • художественной,
  • игровой,
  • самостоятельной,
  • творческой и т. д.

Такое сочетание различных видов деятельности является продуктивным, так как дополняются объективно важные стороны деятельности разных видов.

Дж. Брунер выделяет иконическую, символическую, образную виды деятельности. Он пишет, что существует три вида представляющих систем: представление действием, иконическое и символическое представление, то есть представление некоторого предмета посредством осуществления действия, его изображения и с помощью таких символических источников, как язык.

Дж. Брунер

Рисунок 1. Дж. Брунер

Языковое описание зависит от овладения определенным символическим кодом. Вот почему языковое описание включает в себя не только указание на предмет, предоставляемое словом, но и правила возникновения высказываний. Это влияет на взаимосвязь учебной и речевой деятельности. Развитие субъекта в процессе обучения имеет постепенное овладение различными сферами представления и различными видами деятельности.

Взаимосвязь принципа единства с познавательной деятельностью

Принцип единства также тесно связан с познавательной, мыслительной, когнитивной формами деятельности.

Мышление позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создать новые знания. Все, что известно нам, и все, что известно всем людям, было уже кем-то создано. Мы создаем знания каждый раз, когда знакомимся с новыми понятиями и идеями. Только что полученная информация используется нами для создания наших собственных внутренних структур знаний. Д. Халперн пишет, что знания – это состояние понимания, свойственное только сознанию конкретного человека.

Замечание 2

Принцип единства в обучении связан с теоретическим уровнем усвоения знаний и с теоретическим мышлением. Так, при выполнении учебных действий происходит преобразование условий задачи, ее моделирование для изучения связей между качествами. При этом строится система различных задач, имеющих общий способ решения.

Учебная модель выступает продуктом умственного анализа, является очень эффективным средством в различных видах деятельности в обучении. Учебная деятельность строится в соответствии со способом преподавания научных знаний от абстрактного к конкретному. Как указывал С.Л. Рубинштейн, знания не возникают за пределами познавательной деятельности субъекта. Сам субъект в процессе обучения не создает понятий, ценностей, норм, а присваивает их в процессе учебной деятельности и воспроизводит их в других видах деятельности.

С. Л. Рубинштейн

Рисунок 2. С. Л. Рубинштейн

Процесс обучения и познания тесно связаны, поскольку как учебная, так и познавательная деятельности, имеют структуру, формы, средства, мотивы, стимулы, трудности, проблемы. Ученики с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, раскрывают отношения явления с различными его проявлениями, получают определенное обобщение учебного предмета. Затем используют абстрактное мышление для вывода более частных абстракций, которые они превращают в понятия, усваиваемые путем восхождения от абстрактного к конкретному.

Деятельностный подход к формированию понятий заключается в том, что субъект не получает их в готовой форме, а сам ищет способы действия для раскрытия содержания, которое заложено в понятии. Так постепенно формируется теоретическое мышление в процессе обучения при усвоении элементарных теоретических знаний – при выполнении простых учебных действий, решении учебных задач, которые стимулируют мышление, умственном поиске субъекта, исследовании неизвестного.

Единство в преподавании и научении

Определение 1

Принцип единства в обучении – это результат совместной деятельности обучающего и обучаемого, система регулирования, единство процессов познания и обучения. Учебная деятельность включает в свою структуру преподавание, учения, научение, связанные с деятельностью обучающегося, и того, кто учит.

Чтобы деятельность обучающего, была эффективной, необходимо учитывать интересы ученика, его желания, интенции, развивать у него умение трансформировать знания в новые ситуации, создавать благоприятные условия проявления личности ученика в процессе обучения.

Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию целей обучения для обеспечения управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и развитием.

Учение и научение представляют собой связанные процессы.

Научение предполагает приобретение индивидом какого-либо опыта путем его включения в субъект-субъектные отношения.

Учение – это овладение самим субъектом знаниями, умениями и навыками посредством внутренне мотивированной познавательной деятельности. Основной функцией научения является приспособление индивида к определенным внешним условиям и приобретение субъективного опыта.

Существует взаимосвязь между процессами формирования навыков и уровнем мотивации ученика.

Замечание 3

Максимальная успешность научения связывается с оптимумом мотивации. Поэтому учитель учитывает все закономерности и особенности формирования навыка: целеустремленность, внутреннюю мотивацию и внешнюю инструкцию, правильное распределение упражнений по времени при тренировке, знание результатов выполнения действия, понимание учеником общего принципа, схемы действия, учета влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.

Значимость учения и научения различна в разные возрастные периоды – в дошкольном возрасте доминирует научение как способ приобретения опыта, а потом оно теряет свое первоначальное значение. К сожалению, специфика процессов учения и научения на разных этапах очень часто игнорируется в педагогической деятельности, сохраняется ориентация только на процессе научения, что подрывает основы единства как принципа обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :