Профессиональный долг каждого учителя – видеть личность ребенка, как можно точнее знать ее познавательные способности, чтобы дифференцировать обучение.
Дифференцированное обучение – давно известный и эффективный способ осуществления индивидуального подхода к организации учебной деятельности. Его применение должно быть систематическим и гибким, отвечать изменениям, которые происходят в подготовке учащихся.
Для осуществления дифференцированного обучения учителю необходимо:
В современной школе дифференциация преимущественно осуществляется в классах, где учатся разные по развитию ученики.
Какая же цель дифференцированного обучения в школе? Во-первых, предотвратить пробелы в знаниях или устранить их, выровнять подготовку учащихся, пробудить в них интерес к учебе; во-вторых, углубить и расширить знания, умения и навыки школьников, удовлетворить их разнообразные познавательные запросы.
Но одноразовое, эпизодическое использование дифференцированных задач не даст существенных изменений в знаниях и развития детей.
Дифференцированные задания должны быть постоянным средством обучения, а их содержание и методика определяться по результатам изучения готовности детей к обучению.
На основании определенных данных учитель может выделить в классе 4-5 групп. Согласно различиям, между детьми и количеством детей в группах происходит дифференциация через групповые или индивидуальные задания.
Специальные исследования и передовой педагогический опыт показывают, что в дифференцировании учебных задач целесообразны следующие способы:
Ключевыми приемами дифференцированного подхода являются: многократное объяснение способа действия, выбор учащимися задачи по вариантам для самостоятельной работы, завершение урока выполнением общей задачи.
Итак, цель дифференцированных задач, с одной стороны, – расширить и углубить представления и понятия об изучаемом материале, а с другой – отработать определенные навыки, составляющие трудности для некоторых учеников.
Сильным ученикам учитель может предложить внимательно прочитать конкретную задачу, составить подобную схему и решить ее по формуле. Средним – решить задачу двумя способами, а слабым – с консультацией и вопросами.
Иногда в 2-3-м классах задачи дифференцируют так: сильным ученикам учитель предлагает коротко записать условие задачи и решить ее, при этом бывает, что условие задачи представляет собой только сюжет, но ученики сами определяют алгоритм решения.
Более слабым детям надо составить такую же задачу по готовой таблице и решить ее или составить другую по схеме с краткой записью, частично выполненным развязыванием.
Различные способы дифференциации особенно нужны, когда ученики усваивают сложный вид деятельности. Например, обучая детей решать задачи, можно прибегнуть к трем способам дифференциации:
Методическая конкретизация этих способов заключается в следующем: упрощение предусматривает подготовку задачи в двух вариантах, один из которых – задача, аналогичная ранее решаемым, но с измененными числами (чтобы ученики сосредоточили внимание на связях между величинами, а не на вычислении).
Индивидуализация требований к общей задачи осуществляется через инструктаж. Например, в условия задачи ставят два-три вопроса, а каждый ученик находит ответы на столько вопросов, на сколько сможет. Или: к задаче предлагается дополнительное задание, скажем, решить другим способом – составлением выражения или уравнением, составить и решить обратную задачу (2-й класс), записать план решения (3-й класс), изменить вопрос задачи и найти ответ.
Индивидуальная помощь ученикам чаще всего осуществляется через дифференцированные карточки, на которых задача конкретизируется рисунком или краткой записью, или дается начало решения задачи – схема или план решения, дополнительные объяснения.
Во время выполнения самостоятельной работы в сильных учеников нередко появляется резерв времени. Опытные учителя заранее готовят индивидуальные карточки, которые дети могут самостоятельно вынимать из конверта, который всегда лежит на постоянном месте. Задачи в этих карточках должны быть составлены четко, лаконично, чтобы не приходилось выполнять больших записей, но нужно было хорошо поломать голову.
Отдельную группу дифференцированных задач составляют упражнения различного содержания и сложности. Во 2-м классе, например, во время повторения материала о предложении и частях речи задачу можно дифференцировать следующим образом: сильным ученикам предложить создать однокоренные слова, выраженные разными частями речи, от слов зелень, чистота, золото, определить строение слов. Средним – написать два предложения о своем городе и подчеркнуть в них существительные одной прямой линией, глаголы – двумя, прилагательные – волнистой.
Большие возможности для организации дифференцированной самостоятельной работы дает использование серии карточек с дидактическим материалом.
Проверку выполненной работы следует осуществлять одновременно у всех учеников, чтобы она обогащала их знаниями. При этом важно обращать внимание не только на конечный результат, но и на способ деятельности, которым он был достигнут. Иначе говоря, надо выяснить, как ребенок умеет анализировать задачи, рассуждать, обобщать материал, применять правила. Именно в этих интеллектуальных умениях различия между учениками выступают особенно отчетливо.
Например, техника чтения, вычислений у детей может быть почти одинаковой, а вот умение рассуждать, логически излагать свои мысли порой оказываются настолько разными, что кажется, будто между сверстниками-одноклассниками большая возрастная разница. Если признается целесообразным применение дифференцированного подхода к работе учеников на уроке, то и домашние задания также следует дифференцировать по объему и сложности. Например, слабым ученикам предлагается прочитать текст, а сильным, кроме того, – придумать к нему два вопроса.
Итак, готовя дифференцированные задания, учитель обязательно сопоставляет их цели и содержание с уровнем знаний и развития учащихся, ищет то общее в содержании и характере задач, без чего нельзя правильно определить степень их сложности для каждой группы, и на этой основе определяет необходимо и посильное содержание, как и объем работы. Только при таких условиях создаются благоприятные возможности для успешного обучения каждого ребенка.