Дифференцированное обучение, его принципы


Дифференцированное обучение, его принципы

Условия дифференцированного обучения

Профессиональный долг каждого учителя – видеть личность ребенка, как можно точнее знать ее познавательные способности, чтобы дифференцировать обучение.

Дифференцированное обучение – давно известный и эффективный способ осуществления индивидуального подхода к организации учебной деятельности. Его применение должно быть систематическим и гибким, отвечать изменениям, которые происходят в подготовке учащихся.

Для осуществления дифференцированного обучения учителю необходимо:

  • изучать общую готовность детей к учебной деятельности и восприятию конкретного материала, в частности;
  • предусматривать трудности, которые могут возникнуть у детей во время усвоения нового материала;
  • применять в системе уроков дифференцированные индивидуальные и групповые задания.

В современной школе дифференциация преимущественно осуществляется в классах, где учатся разные по развитию ученики.

Какая же цель дифференцированного обучения в школе? Во-первых, предотвратить пробелы в знаниях или устранить их, выровнять подготовку учащихся, пробудить в них интерес к учебе; во-вторых, углубить и расширить знания, умения и навыки школьников, удовлетворить их разнообразные познавательные запросы.

Но одноразовое, эпизодическое использование дифференцированных задач не даст существенных изменений в знаниях и развития детей.

Дифференцированные задания должны быть постоянным средством обучения, а их содержание и методика определяться по результатам изучения готовности детей к обучению.

На основании определенных данных учитель может выделить в классе 4-5 групп. Согласно различиям, между детьми и количеством детей в группах происходит дифференциация через групповые или индивидуальные задания.

Специальные исследования и передовой педагогический опыт показывают, что в дифференцировании учебных задач целесообразны следующие способы:

  1. содержание одинаковое для всего класса, а для сильных учеников – уменьшение времени на работу, увеличение объема задания или осложнение способа исполнения;
  2. общая задача для всего класса, а для слабых детей – вспомогательный материал, что облегчает его выполнение (образец, таблица, ответ, схема и т.д.);
  3. использование на одном этапе урока задач различного содержания и сложности для сильных и слабых учеников;
  4. самостоятельный выбор учениками задачи из нескольких, предложенных учителем на этапе закрепления.
  5. самостоятельный выбор учениками соответствующего задания на этапе усвоения нового сложного материала.

Приемы дифференцированного подхода

Ключевыми приемами дифференцированного подхода являются: многократное объяснение способа действия, выбор учащимися задачи по вариантам для самостоятельной работы, завершение урока выполнением общей задачи.

Замечание 1

Итак, цель дифференцированных задач, с одной стороны, – расширить и углубить представления и понятия об изучаемом материале, а с другой – отработать определенные навыки, составляющие трудности для некоторых учеников.

Сильным ученикам учитель может предложить внимательно прочитать конкретную задачу, составить подобную схему и решить ее по формуле. Средним – решить задачу двумя способами, а слабым – с консультацией и вопросами.

Иногда в 2-3-м классах задачи дифференцируют так: сильным ученикам учитель предлагает коротко записать условие задачи и решить ее, при этом бывает, что условие задачи представляет собой только сюжет, но ученики сами определяют алгоритм решения.

Более слабым детям надо составить такую же задачу по готовой таблице и решить ее или составить другую по схеме с краткой записью, частично выполненным развязыванием.

Различные способы дифференциации особенно нужны, когда ученики усваивают сложный вид деятельности. Например, обучая детей решать задачи, можно прибегнуть к трем способам дифференциации:

  • упрощение одного из вариантов самостоятельной работы;
  • индивидуализация требований к общей задачи;
  • индивидуальная помощь.

Методическая конкретизация этих способов заключается в следующем: упрощение предусматривает подготовку задачи в двух вариантах, один из которых – задача, аналогичная ранее решаемым, но с измененными числами (чтобы ученики сосредоточили внимание на связях между величинами, а не на вычислении).

Индивидуализация требований к общей задачи осуществляется через инструктаж. Например, в условия задачи ставят два-три вопроса, а каждый ученик находит ответы на столько вопросов, на сколько сможет. Или: к задаче предлагается дополнительное задание, скажем, решить другим способом – составлением выражения или уравнением, составить и решить обратную задачу (2-й класс), записать план решения (3-й класс), изменить вопрос задачи и найти ответ.

Индивидуальная помощь ученикам чаще всего осуществляется через дифференцированные карточки, на которых задача конкретизируется рисунком или краткой записью, или дается начало решения задачи – схема или план решения, дополнительные объяснения.

Во время выполнения самостоятельной работы в сильных учеников нередко появляется резерв времени. Опытные учителя заранее готовят индивидуальные карточки, которые дети могут самостоятельно вынимать из конверта, который всегда лежит на постоянном месте. Задачи в этих карточках должны быть составлены четко, лаконично, чтобы не приходилось выполнять больших записей, но нужно было хорошо поломать голову.

Выполнение дифференцированных задач

Отдельную группу дифференцированных задач составляют упражнения различного содержания и сложности. Во 2-м классе, например, во время повторения материала о предложении и частях речи задачу можно дифференцировать следующим образом: сильным ученикам предложить создать однокоренные слова, выраженные разными частями речи, от слов зелень, чистота, золото, определить строение слов. Средним – написать два предложения о своем городе и подчеркнуть в них существительные одной прямой линией, глаголы – двумя, прилагательные – волнистой.

Большие возможности для организации дифференцированной самостоятельной работы дает использование серии карточек с дидактическим материалом.

Проверку выполненной работы следует осуществлять одновременно у всех учеников, чтобы она обогащала их знаниями. При этом важно обращать внимание не только на конечный результат, но и на способ деятельности, которым он был достигнут. Иначе говоря, надо выяснить, как ребенок умеет анализировать задачи, рассуждать, обобщать материал, применять правила. Именно в этих интеллектуальных умениях различия между учениками выступают особенно отчетливо.

Пример 1

Например, техника чтения, вычислений у детей может быть почти одинаковой, а вот умение рассуждать, логически излагать свои мысли порой оказываются настолько разными, что кажется, будто между сверстниками-одноклассниками большая возрастная разница. Если признается целесообразным применение дифференцированного подхода к работе учеников на уроке, то и домашние задания также следует дифференцировать по объему и сложности. Например, слабым ученикам предлагается прочитать текст, а сильным, кроме того, – придумать к нему два вопроса.

Итак, готовя дифференцированные задания, учитель обязательно сопоставляет их цели и содержание с уровнем знаний и развития учащихся, ищет то общее в содержании и характере задач, без чего нельзя правильно определить степень их сложности для каждой группы, и на этой основе определяет необходимо и посильное содержание, как и объем работы. Только при таких условиях создаются благоприятные возможности для успешного обучения каждого ребенка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :