Действие и наглядности как принципы обучения


Действие и наглядности как принципы обучения

Применение наглядности в обучении

Применение наглядности как принципа обучения характеризуются такими преимуществами:

  • обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учащихся;
  • развитие наблюдательности;
  • знания конкретных свойств предметов при практической деятельности;
  • создание условий для перехода к абстрактному мышлению;
  • опоры для самостоятельного обучения и систематизации учебного материала.

В соответствии с функциями наглядности, средства наглядности очень разнообразны:

  1. Предметы и явления окружающей действительности;
  2. Действия учителя и учеников как отдельный принцип обучения, который показывает, как надо выполнять ту или иную операцию и каким оборудованием пользоваться;
  3. Изображение реальных предметов – разнообразные игрушки, предметные рисунки, картины, образные модели из бумаги, картона и символические изображения – карты, таблицы, схемы, чертежи, карты с математической символикой.

В начальных классах применяется естественная, рисуночная, объемная, звуковая и символично графическая наглядность. Понятно, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и это следует учитывать, определяя их роль на уроке.

Замечание 1

Как известно, самое главное свойство восприятия – избирательность. Благодаря вопросам учителя, предыдущему опыту, ученик охватывает зрением, слухом те или иные стороны наблюдаемого явления. И чем меньше активность ребенка, тем большее значение имеют конкретность и личностная значимость установки учителя на восприятие.

Нельзя не затронуть и влияние фона на качество восприятия. Довольно распространенной практикой среди классоводов является стремление всячески украшать класс раздаточным материалом (цветы, зарисовки, аппликации). Но это лишь излишне отвлекает внимание учеников. В то же время, во время учебной деятельности на схемах-опорах нужно использовать смыслоразличительное свойства цветов, условные обозначения для выделения главного, связей между элементами схемы.

Дидактические функции наглядности

Дидактические функции схематической наглядности – педагогическая поддержка соображений учащихся на этапе первичного восприятия, опора для неуспевающих детей, использование опоры во время самостоятельной работы и повторения. Учитывая факт, что схемы очень разнообразны, в арсенале многих учителей наряду с известными есть и свои опоры по различным предметам. Как правило, это небольшие по формату плотные листы, которые или прикрепляют на доске или заранее кладут на отдельные парты. Важно, чтобы в процессе восприятия наглядности развивались познавательные способности детей, способность к самообучению.

Эффективность процесса восприятия повышается, когда перед учащимися ставятся специальные задания, проводятся наблюдения, побуждают их присматриваться или прислушиваться к новым объектам, выделять их характерные признаки, объединять в единое целое, обозначать определенными словами. В таких ситуациях у учащихся быстрее развивается наблюдательность, чем тогда, когда восприятие наглядных объектов является только иллюстрацией готовых знаний, сообщаемых учителем.]

Показатели развития наблюдательности – совершенствование перцептивного анализа и синтеза объектов, выделение и объединение в единое целое малозаметных их признаков и свойств, повышение точности словесного их описания, формирование установки на наблюдения.

Выбор наглядности для конкретного урока определяется не только его учебной целью, но и другими факторами. В частности, спецификой микросреды школы и предыдущим уровнем готовности детей, их эмоциональным состоянием, возрастом, резервом учебного времени.

Действенный принцип обучения проявляется в действенных методах. Эти методы обучения достаточно распространены в школе. Более того, в формировании различных умений и навыков они являются основным средством. Ни один урок языка – чтение, математики, рисования, музыки, физического воспитания и трудового обучения нельзя построить без применения этих методов.

Действенные методы

Действенные методы используются во взаимодействии слова учителя с различными видами наглядности. Основным видом действенных методов в школе являются упражнения – многократное повторение учебных действий с целью формирования умений и навыков. Упражнения могут иметь разную психологическую основу выполнения. В одних доминируют умственные действия, в других – практические, одни тренируют слуховые, другие – зрительные или тактильные умения.

Особенность упражнений – их многократное выполнение. Однако простое воспроизводство действий, которые формируют определенное умение или навык, малоэффективно и неинтересно для школьников. Педагогическое руководство выполнением упражнений предусматривает: мотивацию, доведение до сознания ребенка цели выполнения определенных действий, их устойчивой последовательности; учета условий, в которых они происходят; анализ выполнения, выявление причин допущенных ошибок; поиск возможностей совершенствования умений и навыков с учетом индивидуальных достижений учащихся.

Формирование умений в процессе упражнения происходит на основе постепенного усложнения условий выполнения упражнений. Сначала дети усваивают способ действия по образцу, который показывает и комментирует учитель, потом справляются с опорой на различные виды педагогической поддержки (памятка выполнения аналогичных действий); после этого выполняют упражнения без поддержки, сохраняя в памяти образ выполнения; наконец, выполняют упражнения на применение усваиваемого способа действия в новых условиях.

В системе уроков, целью которых является формирование определенных умений, способов действий, надо распределять различные виды упражнений, должны соответствовать следующим основным критериям принципа действия: целеустремленность, системность и мера. Учитель должен позаботиться о том, чтобы система упражнений:

  • была направлена на развитие и закрепление различных качеств знаний и умений (полноты, прочности, осознанности, гибкости);
  • обеспечивала достаточную повторяемость упражнений по видам и количеству в течение изучения всей темы;
  • предусматривала экономную форму предъявления, когда к одной записи, рисунку, объекту и т.п. можно поставить несколько тренировочных заданий;
  • включала различные формы управления работой учащихся в зависимости от степени усвоения ими материала и уровня готовности (опора на образец, таблицу, пооперационное комментирование, контроль конечных результатов и т.п.).
Замечание 2

Овладению этими и другими практическими умениями способствует проведение предметных уроков, на которых учеников знакомят с объектами и явлениями природы на основе исследовательских методов и самостоятельной работы при определении постоянных признаков природных объектов.

Наблюдения, опыты в сочетании с самостоятельной практической деятельностью постепенно формируют у детей практические умения пользоваться учебными приборами (флюгером, снегомерной рейкой, компасом, термометром, рулеткой и т.д.).

Формирование широкого круга практических умений (художественных, конструктивных, чертежных, проектных) предусматривают уроки художественного труда, изобразительного искусства, рисования, трудового обучения. Современные программы по этим предметам (особенно художественного труда) дают учителям возможность сочетать различные виды учебной и игровой деятельности: художественное слово, музыку, цветоведение, ритмические движения и т.п. для формирования практических умений и навыков.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :