Гуманизм как принцип обучения


Гуманизм как принцип обучения

Особенности гуманизации образования

Возрастание роли гуманистических ценностей в демократическом обществе требует усиления культурологической направленности образования.

Культура, как известно, основывается не только на полученных человечеством знаниях, жизненном опыте и способах деятельности, но и на способности создавать новое. Самое главное предназначение культуры – культивировать, развивать все, что облегчает, облагораживает жизнь человека, делает его счастливым, создавать в обществе гуманную атмосферу, гуманизировать образование.

Культурологическая функция образования в новой ситуации развития предполагает, прежде всего, обновление содержания на основе его гуманизации, целенаправленного использования достижений национальной культуры. Реализация культуротворческой функции общеобразовательной подготовки требует понимания ее как процесса, в котором цели обучения сочетаются с воспитательными для выявления и развития творческих способностей всех детей.

Замечание 1

Приоритетная роль в гуманизации школьного образования принадлежит словесности, эстетическому образованию, человековедческим и обществоведческим дисциплинам, благодаря которым дети лучше узнают свою страну, ее историю, мир людей и себя, учатся самоорганизации и саморегуляции поведения.

Гуманизация содержания на всех уровнях образования – это проявление нового мышления мирового сообщества относительно глобальных проблем развития человечества. Она предусматривает, прежде всего, усиленное внимание к внутреннему миру человека, активно содействует развитию всех его способностей, физических и моральных качеств.

Гуманизация определяет, что человек во взаимоотношениях с природой – не являетесь владельцем, а только его частицей. Поэтому ставится цель с детства воспитывать ответственное отношение ребенка к окружающей среде и к другим людям.

Такое многоаспектное явление, как гуманизация содержания образования, осуществляется возможностями не только гуманитарных, но и других предметов. С позиций математики, трудового обучения, природоведения, роль которых незаменима в формировании мировоззрения ребенка, должны присутствовать компоненты, способствующие выработке гуманного отношения к окружающей действительности.

Гуманизационная направленность начального образования предусматривает ознакомление с региональными особенностями быта, традиций, трудовой деятельности населения края, разнообразием жанров народного творчества, народным земледельческим календарем и тому подобное.

Гуманистические ценности знаний

Но не только гуманитарные предметы утверждают гуманистические ценности. Естественно-математический цикл, различные технологии раскрывают целостность мира, взаимосвязь человека с природой, его ответственность за сохранение планеты.

Замечание 2

Для реализации такого подхода важно понимание целостности человеческой личности, которая сочетает в себе природное, социальное и культурное. Школа всегда стремилась ускорить социальное развитие учеников, ставила его превыше всего. Этот перекос во многом обусловил воспитание прагматического мышления, неразвитую духовность, пренебрежение национальной культурой.

Чтобы воспитать у человека культуру, надо полнее использовать средства искусства духовного обогащения школьников, в частности в воспитании эмоциональной культуры детей, ритма, гармонии, вкуса, культуры чувств.

С этой целью, в содержании школьного образования изначально правомерно выделить знания, умения, навыки, которые отражают опыт репродуктивной и творческой деятельности, а также эмоционально-ценностных отношений, связанных с гуманизмом.

Указанные категории формируют структуру содержания школьного образования. Его определяющим элементом является знание.

Определение 1

Знания – это результат познавательной деятельности человека. Они проверяются общественно-исторической практикой и находят свое отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, фактов, терминов, суждений, теории. Знания могут быть жизненные, бытовые, основанные на наблюдениях, здравом смысле, и науке, они приобретаются в результате целенаправленного обучения и самообучения.

Знания формируются в форме слов, ими они обобщаются и преимущественно передаются, хотя есть и другие средства передачи информации, выраженные знаки, звуками, цветами, жестами и тому подобное. Наиболее важнее требование к знаниям школьников – научность и одновременно доступность для данного возраста.

Формирования умений в русле гуманистического обучения

Умения проявляются в различных видах деятельности. С точки зрения операций мышления в процессе познания объектов, они делятся на две большие группы: умственные и практические; согласно характеру деятельности человека, умения могут быть чрезвычайно разными.

У школьников постепенно формируется большое количество общеучебных, речевых, игровых, трудовых, художественных, спортивных, бытовых и других умений. Каждое общее умение, как правило, включает несколько отдельных. Так, общее умение самоконтроля зависит от уровня сформированности отдельных умений:

  • анализировать задачи,
  • сопоставлять свой способ выполнения с правилом или образцом,
  • подбирать примеры,
  • делать вывод,
  • исправлять ошибку и тому подобное.

Умение включают различные действия. Отдельные действия, многократно повторяясь, автоматизируются и становятся навыками деятельности. Некоторые умения, прежде всего, общие, никогда не превращаются в навыки. Умение решать задачи, особенно нестандартные, всегда требует осмысленной деятельности, часто в несколько измененных условиях, в отличие от вычислительных навыков, способ действия которых остается неизменным.

Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения. Прочные навыки воспроизводятся в значительной мере автоматически. Например, в первом классе систематически формируется важный навык – правильного и быстрого чтения. Это осуществляется на основе группы умений: выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слов, членить предложения на слова, слова – на слоги; читать слова с открытыми слогами всех видов, слоги с различными совпадениями согласных звуков. Качество чтения школьника характеризуется еще выразительностью и сознанием. Эти признаки не превращаются в навыки, а остаются умениями. Ведь каждый раз, чтобы прочитать новый текст выразительно, не подражая чье-либо чтение, его нужно проанализировать, понять мотивы поведения действующих лиц, отношение автора, настроение произведения и тому подобное.

Замечание 3

Актуальные потребности ребенка должна удовлетворять учебная деятельность. В первую очередь, это – потребности в личностном контакте с учителем на уроке (стремление получить одобрение, поддержку своих действий), что соответствует принципу гуманизма.

Характерная черта поведения младших школьников с учителем – их «демократичность», произвольность реакций. Ребенку, особенно первокласснику, очень хочется, чтобы учитель лично ему уделял внимание на уроке; обращался к нему, называя по имени, а не по фамилии; вспоминал о нем голосом, взглядом, жестом. Нередко младшие дети стремятся различными способами привлечь к себе внимание учителя.

Потребность в личностно-ориентированном общении именно младших школьников, особенно 6-летних, точно подметил Ш. А. Амонашвили. В его книгах раскрыты доступные для каждого учителя приемы, помогающие сократить дистанцию между ним и учениками на уроках. В частности, прием индивидуальных ответов «на ушко», которые дают ребенку возможность немедленно высказаться, выявить личное отношение к тому, что его взволновало и тому подобное.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :