Восстановительное обучение, его принципы


Восстановительное обучение, его принципы

Восстановление обучения как необходимость

Современная система народного образования, составным звеном которой является и образование взрослых, обусловлена:

  • постоянными изменениями в содержании и характере труда;
  • динамичным ростом знаний во всех сферах науки, техники и культуры;
  • перестройкой общественной жизни, развитием его демократических основ, широким привлечением человека в систему общественного и производственного управления.
Замечание 1

Восстановительное обучение становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути.

В понятии восстановительного обучения находит отражение реальный факт, что в наше время образование человека не заканчивается на каком-то этапе (школьном или вузовском), а продолжается в течение всего периода жизнедеятельности, начиная с детства и заканчивая периодом зрелости.

Восстановительное обучение рассматривается как системный и целостный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение его духовного мира, основными этапами которого являются:

  • обучение, воспитание и развитие человека на стадии подготовки к самостоятельной жизни;
  • учебная деятельность в период взрослой жизни, которая сочетается с различными видами практической деятельности (образование взрослых).

Восстановительное обучение в его организационно-педагогическом аспекте – это реально функционирующая система государственных и общественных институтов, обеспечивающих возможность общего и профессионального образования человека в течение всей жизни.

Понятие восстановительного обучения вовсе не сводится лишь к организационно-педагогическим условиям его реализации. С этой точки зрения, восстановительное обучение – интегративный элемент жизнедеятельности личности в целом, условие постоянного развития личностных ресурсов.

Принципы восстановительного обучения

Принципы восстановительного обучения разнообразны. К ним, в частности, относятся:

  1. Повышение уровня профессиональной квалификации в рамках приобретенной специальности: адаптация к изменениям, которые происходят в содержании, формах и методах работы; восстановление ранее полученных знаний; реконструкция практических умений; осмысление имеющегося опыта работы или организация нового опыта.
  2. Переквалификация или овладение новой квалификацией: овладение смежных профессий или новых видов деятельности; специализация; полная переквалификация.
  3. Расширение и обогащение знаний взрослого человека в различных областях культуры, науки, общественной жизни, самообразовательная деятельность по интересам.

Такой подход к обучению несколько отличается от традиционного педагогического и подчеркивает, что взрослый ученик не только пополняет профессиональные или общекультурные знания, соответствующие умения, но и проходит за период обучения определенный этап личностного становления. Граница между деятельностью и процессом социально-профессионального становления оказывается весьма условной.

В свою очередь каждый из выделенных компонентов может быть выражен совокупностью показателей, которые уже поддаются эмпирической оценке. Можно предложить следующую группу показателей:

  • Физические ресурсы: физическая сила, работоспособность, скорость реакции, здоровье и т. д.
  • Интеллектуальные ресурсы: умственные способности, сообразительность, внимание, память и т. д.
  • Профессиональные ресурсы: профессиональные знания и умения, профессиональный опыт, профессиональная мотивация, профессионально-творческая установка и тому подобное.
  • Духовно-нравственные ресурсы: ответственность, честность, способность к сотрудничеству, особенности жизненных ориентаций и т. д.

Ресурсы взрослых учеников динамические, они меняются с течением времени. Современной наукой накоплен значительный материал для изучения возрастной динамики различных психофизических показателей человека, а также стратегии восстановительного обучения на основе его вышеуказанных принципиальных основ.

Развивающая стратегия восстановительного обучения

Развивающая стратегия считается обоснованной, поскольку включает в себя тщательный анализ личностных ресурсов, грамотное и бережное их использование, разработку системы мер по сохранению и развитию этого богатства человека. В этом случае обучение выступает как важнейшее средство саморазвития специалиста. Подобная результативность функционирования образовательной системы, динамика ее развития во многом зависит от особенностей управления системой, то есть от характера образовательного менеджмента.

В связи с этим выделяют следующие виды управления образовательными системами в контексте воспитательного обучения.

Структурно-функциональное управление. Оно предусматривает четкое разделение функций между подсистемами, достаточно детальную проработку функциональных обязанностей всех сотрудников и преподавателей, последовательное осуществление мероприятий по достижению поставленных перед организацией задач. В этом случае особую значимость приобретает роль руководителя, успешность выполнения им своих должностных функций: планирование и прогнозирование, контроль и принятие решений, анализ результатов и тому подобное.

Открытое управление. В этом случае руководитель в значительной мере учитывает влияние социокультурной среды, внешние связи образовательной системы, опираясь на поддержку позитивных факторов и стараясь максимально мобилизовать собственные ресурсы образовательной системы, потенциал персонала на достижение поставленных задач.

Управление с позиций культурного плюрализма. Оно требует поддержания определенного баланса между факторами внутренней и внешней среды системы, согласования социокультурных ориентаций сотрудников, преподавателей, специалистов согласно нормам и ценностям организации, приспособления образовательной системы к существующей социокультурного разнообразия среды, выработки толерантного стратегии коллективного поведения.

Возможны и другие виды образовательного менеджмента в восстановительном обучении. Стоит лишь отметить, что на практике различные образовательные системы «ведут» себя по-разному в силу специфичности управления ими.

Но в любом случае управления образовательными системами как разновидность социального управления имеет дело с двумя субъектами: управляющим и исполняющим. Субъективность коллектива – одна из фундаментальных идей демократического управления. По мнению многих исследователей, роль «исполнительного» субъекта в четыре раза весомее роль субъекта управляющего. Настроенный против руководства коллектив не только может нейтрализовать ведущую роль руководителя, но и превратить ее в деструктивную силу. Отсюда должно определяться стратегическая мудрость руководителя: всячески заботиться о культуре трудового коллектива, о чувстве «мы» и о настроенности коллектива и руководителя на «единую волну».

Руководители часто ошибаются, начиная управлять одновременно всеми доступными им процессами. Тотальное руководство уничтожает инициативу снизу и разрушает поступательное развитие образовательной системы. Умение выбирать объекты управления является основой управленческой мудрости руководителя.

Главное в этом выборе – фиксация наиболее значимых проблем, решение которых даст максимально полезный результат (в конечном итоге – расширение обучения взрослых, повышения его качества).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :