Анализ и оценка эффективности принципов обучения


Анализ и оценка эффективности принципов обучения

Понятие об эффективности принципов обучения

Определение 1

Эффективность принципов обучения – мера достижения цели обучения, которая определяется на основе сопоставления цели и полученных результатов, вследствие чего делается вывод об эффективности определенных принципов обучения.

В определении результатов учебного процесса часто употребляется выражение эффективность обучения. Это понятие происходит от слова эффект (лат.), оно пришло в педагогику из естественных наук и является многозначным: означает действие, результат, средство, которое создает определенное впечатление (например, световой, шумовой эффект).

Постепенно закрепилось дополнительное значение термина – полезный результат, действие, которое ведет к желаемому результату. Благодаря этому пониманию и происходит термин эффективность. В дидактике эффективность принципов обучения понимается как степень реализации учебных принципов. Чтобы определить эту степень, сопоставляют цель и полученный результат. Мера совпадения дает основание для вывода о высокой или низкой эффективности способа достижения результата.

Эффективность принципов обучения может анализироваться и оцениваться количественно. Например, по количеству выполненных заданий, правильных или неправильных ответов, времени, затраченному на работу, и тому подобное. Эффективность принципов обучения описывается и через качественные показатели: отношение к учебе, качество мышления, общеучебные умения и тому подобное. Совокупность количественных и качественных показателей может быть основанием для распределения учащихся по уровням усвоения материала или сформированности учебных умений, познавательной активности, самостоятельности и тому подобное.

При анализе и оценке эффективности принципов обучения, важно отметить их наиболее выдающиеся преимущества, которые и лежат в основе успешности учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика.

Принципы эффективности обучения

Так, принцип системности учебно-воспитательного процесса отражает общую связь, взаимообусловленность и взаимозависимость сложных явлений. Детский организм – целостная система. Ребенок воспринимает мир преимущественно как целостность, избирательно различая и анализируя то, что для него является личностно значимым. Это требует системного подхода к руководству учебно-воспитательным процессом, отбора содержания и методического обеспечения обучения во взаимосвязи с целью, понимание этого процесса как многоуровневой системы, включающей структурные подсистемы учебной и познавательной деятельности, классной и домашней работы, взаимосвязь между обучением и воспитанием.

Принцип природосоответствия организации обучения предполагает подчинение дизайна, режима, содержания, методов обучения и воспитания природе ребенка и одновременно – своевременную ориентацию педагогов на сензитивность (повышенную восприимчивость) детей определенного возраста к конкретным видам деятельности и воздействий. В частности, выделяют сенситивные периоды для развития речи, этики поведения, воображения, художественных способностей, организованности и тому подобное. Применение этого принципа связано с созданием в учебно-воспитательном учреждении соответствующей этносреды, с широким использованием фольклора, народных обычаев, традиций, тесным сотрудничеством с семьей для обогащения детей знаниями и положительными эмоциями о своей родословной, нации, с воспитанием интереса к родному краю, уважением к старшим поколениям.

В отборе содержания обучения по любому предмету определяющая роль принадлежит принципам научности и доступности. Их регулирующая функция проявляется в том, что любой смысл, который излагается в школе, несмотря на его элементарность, не должен противоречить научному пониманию понятий, явлений.

Замечание 1

Принцип доступности иногда называют принципом нарастающей сложности. Для его реализации Я.А. Коменский сформулировал несколько правил: в обучении надо идти от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип систематичности обучения многогранен, поскольку в учебном процессе взаимодействуют системы различной структуры и значимости. В частности, можно говорить о системах работы учителя с учениками, обучения грамоте, по развитию речи, упражнения для отработки определенного навыка. Но любая система характеризуется определенной совокупностью элементов, которые используются последовательно и взаимосвязано.

Гуманитаризация образования предполагает сохранение физических и умственных возможностей ребенка. Поэтому ожидаемый педагогический результат надо всегда сопоставлять с усилиями, которыми он достигается, чтобы предотвратить перегрузку физических и интеллектуальных сил, эмоционального состояния детей. Не стоит спешить «вложить» в детей как можно больше – ведь объем знаний и осведомленность не гарантируют развитие и воспитанность. Кроме того, чрезмерные статические умственные и эмоциональное нагрузки провоцируют нервные срывы, агрессию, депрессию.

Принцип преемственности и перспективности учебно-воспитательного процесса требует, прежде всего, точнейшего учета исходного уровня готовности детей не только на стыках образовательных звеньев, но и в пределах каждого этапа.

Принцип индивидуализации обучения реализуется преимущественно через систему дифференцированных заданий, в зависимости от уровней подготовки учащихся в процессе общения с детьми, стимулирования их, оценки результатов труда.

Общедидактическая оценка обучения

Полноценное усвоение знаний, умений и навыков возможно только на основе определенного жизненного опыта, накопления которого обусловлено непосредственным или опосредованным восприятием окружающей действительности. Отсюда – необходимость применения в учебном процессе принципа наглядности. Его обосновал еще Я.А. Коменский, который считал этот принцип общедидактическим, то есть обязательным для всех предметов и уровней обучения.

Наглядность в обучении всегда сопровождается словом учителя. Академик Л. Занков экспериментально исследовал несколько способов сочетания слова учителя со средствами наглядности. Через словесное объяснение учитель может управлять восприятием наглядности, то есть слово и образ воспринимаются одновременно. Иногда иллюстрация целесообразна как подтверждение сообщения или рассказа учителя, следовательно, идет за ними. Наглядности в виде схемы, зарисовки, чертежи, действия и т.д. может создаваться на глазах детей и сопровождать объяснения.

Принцип сотрудничества предусматривает:

  1. личностно-ориентированное общение (удовлетворение потребности ребенка в личном контакте с педагогом, моральная поддержка, уважение к воспитаннику, признание его человеческого достоинства, понимание душевного состояния в момент разговора, замена железной дисциплины деловым сотрудничеством, гармонизация хочу и надо и т.д.);
  2. обогащение содержания образования эмоциональным, личностно значимым материалом;
  3. стимулирование положительных интеллектуальных чувств;
  4. диалог между детьми, учениками и учителем как доминирующая форма учебного общения, побуждение к свободному обмену мнениями, впечатлениями;
  5. опора на длительную стимуляцию активного познания;
  6. построение уроков как развернутой учебной деятельности, когда учащиеся самостоятельно ставят и решают в сотрудничестве с педагогом учебные задачи;
  7. многовариантность, гибкость форм организации различных видов деятельности (индивидуальная, парная, групповая, коллективная).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :