Эффективность принципов обучения – мера достижения цели обучения, которая определяется на основе сопоставления цели и полученных результатов, вследствие чего делается вывод об эффективности определенных принципов обучения.
В определении результатов учебного процесса часто употребляется выражение эффективность обучения. Это понятие происходит от слова эффект (лат.), оно пришло в педагогику из естественных наук и является многозначным: означает действие, результат, средство, которое создает определенное впечатление (например, световой, шумовой эффект).
Постепенно закрепилось дополнительное значение термина – полезный результат, действие, которое ведет к желаемому результату. Благодаря этому пониманию и происходит термин эффективность. В дидактике эффективность принципов обучения понимается как степень реализации учебных принципов. Чтобы определить эту степень, сопоставляют цель и полученный результат. Мера совпадения дает основание для вывода о высокой или низкой эффективности способа достижения результата.
Эффективность принципов обучения может анализироваться и оцениваться количественно. Например, по количеству выполненных заданий, правильных или неправильных ответов, времени, затраченному на работу, и тому подобное. Эффективность принципов обучения описывается и через качественные показатели: отношение к учебе, качество мышления, общеучебные умения и тому подобное. Совокупность количественных и качественных показателей может быть основанием для распределения учащихся по уровням усвоения материала или сформированности учебных умений, познавательной активности, самостоятельности и тому подобное.
При анализе и оценке эффективности принципов обучения, важно отметить их наиболее выдающиеся преимущества, которые и лежат в основе успешности учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика.
Так, принцип системности учебно-воспитательного процесса отражает общую связь, взаимообусловленность и взаимозависимость сложных явлений. Детский организм – целостная система. Ребенок воспринимает мир преимущественно как целостность, избирательно различая и анализируя то, что для него является личностно значимым. Это требует системного подхода к руководству учебно-воспитательным процессом, отбора содержания и методического обеспечения обучения во взаимосвязи с целью, понимание этого процесса как многоуровневой системы, включающей структурные подсистемы учебной и познавательной деятельности, классной и домашней работы, взаимосвязь между обучением и воспитанием.
Принцип природосоответствия организации обучения предполагает подчинение дизайна, режима, содержания, методов обучения и воспитания природе ребенка и одновременно – своевременную ориентацию педагогов на сензитивность (повышенную восприимчивость) детей определенного возраста к конкретным видам деятельности и воздействий. В частности, выделяют сенситивные периоды для развития речи, этики поведения, воображения, художественных способностей, организованности и тому подобное. Применение этого принципа связано с созданием в учебно-воспитательном учреждении соответствующей этносреды, с широким использованием фольклора, народных обычаев, традиций, тесным сотрудничеством с семьей для обогащения детей знаниями и положительными эмоциями о своей родословной, нации, с воспитанием интереса к родному краю, уважением к старшим поколениям.
В отборе содержания обучения по любому предмету определяющая роль принадлежит принципам научности и доступности. Их регулирующая функция проявляется в том, что любой смысл, который излагается в школе, несмотря на его элементарность, не должен противоречить научному пониманию понятий, явлений.
Принцип доступности иногда называют принципом нарастающей сложности. Для его реализации Я.А. Коменский сформулировал несколько правил: в обучении надо идти от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип систематичности обучения многогранен, поскольку в учебном процессе взаимодействуют системы различной структуры и значимости. В частности, можно говорить о системах работы учителя с учениками, обучения грамоте, по развитию речи, упражнения для отработки определенного навыка. Но любая система характеризуется определенной совокупностью элементов, которые используются последовательно и взаимосвязано.
Гуманитаризация образования предполагает сохранение физических и умственных возможностей ребенка. Поэтому ожидаемый педагогический результат надо всегда сопоставлять с усилиями, которыми он достигается, чтобы предотвратить перегрузку физических и интеллектуальных сил, эмоционального состояния детей. Не стоит спешить «вложить» в детей как можно больше – ведь объем знаний и осведомленность не гарантируют развитие и воспитанность. Кроме того, чрезмерные статические умственные и эмоциональное нагрузки провоцируют нервные срывы, агрессию, депрессию.
Принцип преемственности и перспективности учебно-воспитательного процесса требует, прежде всего, точнейшего учета исходного уровня готовности детей не только на стыках образовательных звеньев, но и в пределах каждого этапа.
Принцип индивидуализации обучения реализуется преимущественно через систему дифференцированных заданий, в зависимости от уровней подготовки учащихся в процессе общения с детьми, стимулирования их, оценки результатов труда.
Полноценное усвоение знаний, умений и навыков возможно только на основе определенного жизненного опыта, накопления которого обусловлено непосредственным или опосредованным восприятием окружающей действительности. Отсюда – необходимость применения в учебном процессе принципа наглядности. Его обосновал еще Я.А. Коменский, который считал этот принцип общедидактическим, то есть обязательным для всех предметов и уровней обучения.
Наглядность в обучении всегда сопровождается словом учителя. Академик Л. Занков экспериментально исследовал несколько способов сочетания слова учителя со средствами наглядности. Через словесное объяснение учитель может управлять восприятием наглядности, то есть слово и образ воспринимаются одновременно. Иногда иллюстрация целесообразна как подтверждение сообщения или рассказа учителя, следовательно, идет за ними. Наглядности в виде схемы, зарисовки, чертежи, действия и т.д. может создаваться на глазах детей и сопровождать объяснения.
Принцип сотрудничества предусматривает: