Как правило, педагоги стремятся определить эффективность своего труда и и результативностьтех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К разряду наиболее важных процессов относится процесс воспитания, поскольку он входит в сферу профессиональной педагогической деятельности. Эффективность процесса воспитания учащихся очень волнует и самих воспитателей и руководителей образовательных организаций.
Эффективность воспитательного процесса - это результативность воспитатания, степень соотнесенности полученного в настоящее время с целями и прошлыми достижениями.
Ребенок в данном процессе выступает одновременно субъектом и результатом процесса. Главное в воспитании - его развивающее воздействие, поэтому говорить об эффективности данного процесса можно только видя происходящие изменения в характере ребенка. Достигли ли мы те цели, которые преследовали в начале процесса воспитания - ответ на этот вопрос и позволяет сделать вывод об эффективности воспитания.
Рассмотрим обстоятельства, от которых зависит эффективность воспитательного процесса.
Взгляды, сформированные у школьника в ходе воспитательного процесса, определят в будущем комплекс его жизненных ценностей и приоритетов.
Основные критерии эффективности воспитательной работы:
Каждая сфера воспитательного процесса имеет свои качественные характеристики, соответствующие перечисленным критериям.
Комплекс отношений к внешнему миру - главный результат воспитательного процесса.
Об эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания судят по поведению детей, ведь именно в них прорастают внешние воздействия и качественно переходят в духовную деятельность. Вырисовывается контур направленности личности, палитры отношений к внешнему миру. Именно в отношении к миру и взаимоотношениях с миром кроется главный результат воспитания. Чаще всего мы имеем возможность наблюдать эту гамму отношений в поступках детей, но поступки не всегда верно отражают истинную картину.
Причина поступка чаще сообщает нам больше, чем сам поступок.
Дети часто из добрых побуждений совершают неправильные поступки и наоборот - поступают правильно иной раз лишь из-за страха наказания. Таким образом, мотивы поступков также являются важным показателем результативности воспитательного процесса.
При оценивании воспитанности детей обращают внимание прежде всего на знание ими общепринятых норм поведения. Безусловно, эти знания дети получают своевременно только с помощью взрослых. Поэтому наличие/отсутствие знаний о нормах и правилах поведения у детей определенного возраста является показателем эффективности воспитательного процесса. Вырабатывают эти навыки правильного поведения воспитатели - организаторы и субъекты процесса воспитания, изначально владеющие его методикой.
Показатели эффективности воспитательного процесса в разные промежутки времени могут быть не одинаковыми. Только сопоставив все полученные данные, характеризующие проделанную работу, можно сделать общий вывод. Очень важно также анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.
Важное значение критерии эффективности работы школы имеют при определении главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Они могут служитьт ориентиром для планирования дальнейшего учебно-воспитательного процесса.