Педагог рассматривает воспитательный процесс как этапы имеющие последовательность, знание которых благоприятно воздействует на общее планирование образовательного процесса, что в свою очередь поможет осуществить планирование содержания методик проведения на каждом этапе.
Процесс организации воспитательного процесса личности ребенка или группы детей охватывает следующие этапы:
На всех этапах воспитательного процесса проводится педагогическое руководство и управление данным процессом.
Управление воспитательным процессом – это деятельность педагогического коллектива, которая обеспечивает планомерное и целенаправленное учебно-воспитательное воздействие на учеников.
Процесс управления воспитательным процессом начинается с анализа содержания воспитательной работы, учитывая требования общества к образованности классного коллектива и каждого воспитанника в отдельности. Реализация содержания воспитательного процесса должна принять форму которая вызовет симпатию учеников, благодаря этому процесс обучения станет целенаправленным и систематическим.
Процесс управления воспитательным процессом осуществляется через выявление учебно-воспитательных возможностей следующих участников:
Влияние данных участников жизни ребенка можно направить на положительное развитие личности. Именно поэтому организуя процесс управления воспитательным процессом необходимо сформировать и направить коллективную жизнь и индивидуальную деятельность воспитанников, создать условия благоприятные для обогащения их собственного опыта.
Для этого необходимо создать гармоничные отношения между учителем и учеником, основой которых будет демократия и гуманизм. Если организовать взаимодействие в обстановке полного авторитарного правления, это разовьет в детях несамостоятельность, подчиненность чужой воле что в последствии разовьет в ребенке комплекс неполноценности. При этом не следует забывать про контроль за детским поведением, иначе это приведет к формированию безответственности, отсутствию понимания основ дисциплины.
Процесс управления должен быть направлен на создание гуманистических отношений между учащимися. Поэтому следует развивать не только доброжелательность, но и лидерские качества, нетерпимость к нарушениям со стороны товарищей. Управление нацелено на развитие самостоятельности, инициативности воспитанников. Для этого педагогический состав должен направлять учеников на самостоятельные поиски наиболее интересных видов деятельности, обеспечение себя необходимыми условиями для реализации своих природных потенциалов. Развитие самостоятельности, инициативности не должны ставить под сомнения роль педагога как старшего товарища и наставника направляющего все свои силы на взаимное сотрудничество с детьми.
Процесс управления воспитательной деятельностью требует постоянного анализа результатов воспитательной деятельности, уровня воспитанности учеников, воспитательных навыков всего педагогического коллектива, родителей учеников, осуществления корректирующих действия в сторону содержания и методик воспитательного воздействия с целью внедрения нововведений.
Концепция национального воспитания определяет готовность педагога к воспитательной деятельности через выявление следующих сочетаний: