Воспитательный процесс является целенаправленным процессом и характеризуется комплексностью. В таком случае, цели и задачи должны быть объединены общей идеей достижения одного и того же результата. Цель, вообще, это выделение и описание определенного идеала, которого следует добиваться.
В современной педагогике существует две концепции, каждая из которых по-своему рассматривает цель воспитания. Одна концепция (прагматическая) утверждает, что воспитательный процесс и его задачи полностью бессмысленны, так как человек уже с рождения имеет какой-то набор предпосылок, наследственности и определенного генотипа, воздействовать на которые совершенно бесполезно в данной концепции важным считается формирование эффективного работника, ответственного гражданина и порядочного потребителя.
Вторая же концепция (гуманистическая) рассматривает целью воспитательного процесса выявление, развитие и совершенствование заложенных в человеке положительных качеств и предпосылок.
Современное общество руководствуется убеждениями второй гуманистической концепцией и нормы общества диктуют основную цель воспитательного процесса -формирование личности как всесторонне развитой.
Если говорить о воспитательном процессе какого-либо образовательного учреждения, то в каждом учреждении как дошкольном, так и школьном ставятся свои цели и задачи. Но они все объединены одной общей идеей достижения развития гармоничной и всесторонне развитой личности. Эту общую цель диктует современное общество.
Для достижения основной цели воспитания выделяют и основные задачи воспитательного процесса:
При планировании воспитательного процесса выделяют две группы задач, призванных служить достижению основной цели:
стратегические задачи воспитания. Это есть основное содержание воспитательной работы воспитателем (педагогом). Это выбор основных областей культуры, которые могли бы в наибольшей степени служить достижению поставленной цели.
тактические задачи воспитания. Стратегические задачи очень обобщенные и многофакторные, это вызывает необходимость выбора более конкретных задач — тактических, которые, в свою очередь, позволили бы решить поставленные стратегические задачи. Постановка тактических задач это и есть планирование воспитательной деятельности.
В педагогике выделяют несколько направлений воспитания: физическое, умственное, трудовое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др. При планировании каждого из направлений ставятся свои конкретные тактические задачи.