Функции воспитательного процесса в педагогике
Воспитательный процесс это целая система мер, принимаемых для развития, формирования и становления личности, как всесторонне развитой и гармоничной единицы общества. Для того, чтобы воспитательный процесс эффективно работал на достижение планируемого результата воспитателю (педагогу) необходимо понимать и осознавать свои воспитательные функции.
Определение 1
Функции воспитательного процесса – это направления деятельности, обязанности воспитателя (педагога), которые он несет и за которые остается в ответе в ходе формировании и становлении личности.
Говоря о функциях воспитания, предполагается процесс воспитания в какой-либо образовательной организации, будь это дошкольное, школьное или внешкольное образование. Воспитательная работа не заканчивается на прямом воздействии на конкретного воспитанника, это еще и деятельность по созданию условий и выбору доступных и подходящих в конкретных условиях методов и форм работы, а так же учет характера окружающей среды и ее воздействия в каждом конкретном случае.
Воспитательная работа тогда наиболее эффективна, когда в ее течение включены все смыслообразующие социальные институты, такие как педагогические кадры учреждения, ученический коллектив, семья и т.п. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитателю, планирующему свое воспитательное воздействие нужно учесть и эти факторы воздействия на личность ребенка.
Виды функций воспитательного процесса
В педагогике принято выделять следующие функции воспитательного процесса.
- Развивающая. Данная функция предполагает воздействие на личность воспитанника с целью формирования способностей, творческой направленности, умений самовыражения, навыков самореализации и др.
- Формирующая функция представляется как процесс выработки у ребенка социальных ценностей, черт и качеств личности, а также норм и правил поведения для успешной дальнейшей социализации в обществе.
- Интегрирующая функция или функция социализации и адаптации обеспечивает усвоение норм общения и социальных связей внутри коллектива сверстников и за его пределами, а так же дальнейшее вхождение личности в жизнь и профессиональную деятельность.
- Индивидуализирующая функция предполагает формирование осознания и восприятия себя, как личности и единицы окружающего мира, выделения себя из окружающей действительности. Формируются представления о важности духовного мира и о многообразии социальных ролей.
- Психолого-педагогическая функция заключается в оказании поддержки и помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим, физическим и моральным состоянием, обучением, межличностными отношениями, кризисами определенного возраста, профессиональным самоопределением и жизненным самовыражением.
- Гуманитарная функция обеспечивает соблюдение прав ребенка и его личной свободы, регулирует его существование в безопасности и независимости, а так же дает ему представления о его правах и обязанностях в конкретном обществе.
- Культурообразующая или созидательно-культурная функция дает возможность ребенку, как будущей личности, принимать и перерабатывать информацию о культуре населения мира, его страны или региона, а так же самому вносить вклад в эту самую культуру.
- Корректирующая функция воспитательного процесса направлена на своевременное исправление поведения и общения воспитанника для профилактики и предотвращения негативного влияния на формирование личности.
Замечание 1
Воспитательный процесс является важным и неотъемлемым компонентом всей образовательной деятельности, и от того насколько грамотно он будет построен, насколько будут учтены все его функции, настолько успешнее будет как формирование личности, так и ее становление во всей образовательно-воспитательной системе.