Определение формы воспитательного процесса
Определение 1
Форма, вообще, - это то, благодаря чему какое-либо явление существует для понимания и восприятия; под формой следует понимать внешнее выражение какого-либо содержания. Воспитательный процесс, так же как и любое явление, имеет свои формы.
Определение 2
Формы воспитательного процесса – это варианты организации и выражения содержания конкретного воспитательного процесса в тот или иной момент, в котором обязательно объединены и связаны общей целью, задачами, учитываются принципы, методы, закономерности и приемы воспитания.
Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного процесса, в связи с чем основные формы и методы у них сходны или одинаковы. Формы воспитательного процесса очень многообразны и различны по своей структуре.
Классификации форм воспитательного процесса
По некоторым источникам формы воспитательного процесса подразделяются на:
- мероприятия – это занятие или событие, спланированные и организованные воспитателем (педагогом) в соответствии с целью и задачами воспитательного процесса;
- дела – общая, важная коллективная деятельность, осуществляемая отдельными членами коллектива.
- игры – это придуманная или отображающая реальные моменты жизни деятельность, осуществляемая с целью развлечения, отвлечения, отдыха.
Основные же классификации выделяют формы воспитания, исходя из условий и факторов проведения:
- По количеству воспитанников. Здесь можно выделить индивидуальные, групповые от (двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), массовые формы (общешкольные и межшкольные, районные, городские, региональные и даже федеральные).
- По количеству организаторов. Это могут быть мероприятия, организуемые одним человеком, организуемые группой или всем коллективом вместе.
- По планируемому результату (исходу), в соответствии с поставленными задачами: информационный обмен, принятие решения или коллективного мнения, выработка общего продукта деятельности.
- По характеру доминирующей деятельности можно определить игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные и ценностно-ориентирующие формы воспитания.
- По наличию подготовки бывают: экспромт (спонтанно возникшая ситуация) или заранее спланированные (запланированный эпизод воспитательной работы).
- По характеру включения воспитанников в определенную форму работы. Это предусматривающие обязательное участие всех воспитанников, предусматривающие обязательное участие отдельных членов коллектива или основанные на добровольном участии одного или многих членов группы.
- По взаимодействию с другими людьми или коллективами могут быть открытые или закрытые мероприятия.
- По степени подготовки и организации формы воспитания могут быть простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения).
- По продолжительности проведения можно выделить кратковременные (работа с текстом, выполнение одного задания) и длительные («Неделя математики», «Месячник безопасного дорожного движения»).
- По наличию творческих идей бывают традиционные формы, вошедшие в систему обучения и воспитания (урок, факультатив, семинар, лекция) и творческие (нетрадиционные, основанные на творческом подходе и идеях организаторов).
- По частоте проведения: регулярные (еженедельные классные часы, ежемесячный праздник «День именинника») и эпизодические (проводятся по мере необходимости, по запросу).
Одно и то же воспитательное мероприятие обязательно характеризуется несколькими видами формы. Так, например, «День открытых дверей» в детском саду – это традиционное, массовое, заранее спланированное мероприятие, организуемое группой воспитателей и воспитанников, основанное на добровольном участии членов коллектива и приглашенных гостей.
Замечание 1
Однако, несмотря на выбор той или иной формы проведения, нужно помнить о том, что все используемые средства и методы служат достижению единой цели воспитания.