Воспитательный процесс это такая сложная структура, многоуровневая система, представляющая собой множество различных подсистем. Это, в большинстве своем, хорошо продуманные, высокоорганизованные и представленные системы, в которых уделяется внимание, как крупным, так и мелким деталям. Однако, не смотря на всю свою структурированность и организованность, результат далеко не всегда получается такой, как предполагался. Или в одних и тех же условиях получаются разные результаты. Отчего же это зависит? Дело в том, что на воспитание в целом накладывают свой отпечаток не только организованные мероприятия в какой-либо организации, проведенные родителями дома беседы и встречи, но и даже каждый случайный разговор, каждая эмоция, пережитая ребенком или чувства и переживания, вызванные просмотром того или иного фильма или мультфильма. Все это и есть факторы, влияющие на воспитательный процесс. Таким образом,
Факторы воспитательного процесса - это явления окружающей действительности, так или иначе оказывающие воздействия на воспитание личности в целом.
Разные авторы по-разному определяют и классифицируют их на группы. Их делят на:
Основная же их классификация делит все факторы по содержательной части на следующие группы.
Социальный фактор включает социальные связи с близким и дальним кругом общения, межличностные взаимоотношения, обстановку в обществе и государстве, влияющие на социальное развитие личности. Кроме того социальным фактором является сам человек, который, так или иначе реагируя на обстоятельства, оказывает основную движущую силу воспитания себя, как личности.
Все социальные факторы делят (по А. В. Мудрику) на:
Культурный фактор – это воздействия, оказывающие на человека разными слоями культуры (художественная, языковая, национальная, научная). Это процесс воспитания правил и норм, человеческого в человеке.