Теория воспитательного процесса


Теория воспитательного процесса

Теория воспитательного процесса

Определение 1

Воспитательный процесс – это свод действий направленных на развитие личности, включающее воздействие из вне и самовоспитание. Данный процесс организовывается специально, управляется и контролируется взаимодействием педагогов и воспитанников. Конечной целью является сформированная личность требуемая обществу.

В теоритическую область воспитательного процесса входит рассмотрение вопросов содержания, методик и организации самого процесса.

Личность индивида развивается под влиянием некоторых фактов, воздействующие на неё:

  • Объективные;
  • Субъективные;
  • Внешние;
  • Внутренние;
  • Зависимые от человека;
  • Независимые от человека;
  • Стихийные;
  • Действующие по определённым правилам.

В теории воспитания ребенок является не только объектом но также и субъектом. Но не всегда педагоги создают ту атмосферу в которой возможно реализовать данный принцип. Ребенок становится субъектом в случае принадлежности к тем фактором которые воздействуют на него. Под этим понимается то, что ребенок внешне может выполнять поручения учителей, родителей, но внутреннее отношение к этому процессу может быть обусловлены чувствами страха, корысти, тщеславия.

При подобном стечении обстоятельств происходит формирование не благоприятных психических образований в голове ребенка, которые будут мешать организовать эффективный воспитательный процесс.

Воспитательный процесс строится на взаимной связи. Истинное развитие педагогических взаимоотношений возможно при имеющихся в школе идеях демократии и гуманизма, основанных на реализации чувств милосердия, заботы о ребенке. При этом главной задачей педагогов является расположение воспитанника к педагогическому процессу и воздействиям внутри его структуры.

Цели и особенности воспитательного процесса

В настоящее время педагогика основывается на понимании процесса воспитания как воздействии воспитателя на учеников протекающие в социально важном режиме.

Воспитание с точки зрения процесса и системы имеет несколько особенностей:

  • Направленность целей;
  • Множественность факторов;
  • Уровни сложностей;
  • Продолжительность;
  • Непрерывность;
  • Укомплектованность;
  • Разнообразие вариантов;
  • Отсутствие конкретной определенности.

Важнейшим принципом воспитания в педагогическом процессе является обращение внимания на возрастные отличия детей. Этот принцип является основным для большинства известных педагогических систем.

Воспитательное воздействие и его эффективность зависят от восприимчивости индивида к воспитанию. Восприимчивость изменяется в зависимости от возраста человека, ребенок обладает наиболее чувствительной восприимчивостью. Человек находится под влиянием впечатлений всю жизнь.

Определение 2

Цель воспитания – это результат, будущее, на его результат направляются все усилия разнообразных людей и вхожих в сферу интересов организаций.

Цели в свою очередь подчиняются содержанию, организации, формам, методам воспитания.

Выделяют общие и индивидуальные цели. На практике осуществление целей является системой конкретных, решаемых задач через воспитательный процесс. Задачи разделяются на общие, частные, перспективные и ближайшие.

В рамках воспитательной системы цель будет единой. Именно она и средства по достижению разделяют системы воспитания между собой.

Цели воспитания зависят от ряда причин: особенности развития физиологии организма, психоневротического развития, реализация философско-педагогической направленности мысли, уровень общей культуры населения, идеология и политический настрой государства. Любое государство ставит перед собой главной целью воспитания обеспечение укрепления имеющихся общественных отношений.

История педагогики включает в себя зарождение, отмирание осуществление целей воспитания и педагогических процессов. Цели воспитания имеют подвижную структуру, изменчивую форму, обладают определенным историческим характером.

Из этого следует вывод о том, что цели воспитания определяются актуальными потребностями развития общества, которые напрямую зависят от скорости научного, социального и технического прогресса, имеющегося уровня развития теории и практики педагогической деятельности, существующих возможностей общества, учебно-образовательных учреждений, педагогов и воспитанников.

Содержание воспитательного процесса и его понятие

Определение 3

Содержание воспитательного процесса – это научные факты, понятия, теории о природе и человеке, понимания общественности.

Базовая культура школ во многом схоже с советским. Это не является особенностью, так как систему образования не возможно перестроить за короткий период времени. Также не возможно убрать наработанные знания в советское время, они стали классической основной современного образования.

Воспитательный процесс происходит от общепринятых понятий, в основе которых лежит:

  • Опыт становления человечества;
  • Основы гуманистических учений;
  • Наработки из области психологии.

Каждый аспект, входящий в воспитательный процесс, осуществляет отдельную работу по достижению максимального развития личности воспитанников, не отрываясь при этом от целостности всего процесса. Создавая эффективное взаимодействие со всеми составляющими такого процесса.

Структуру содержания воспитательного процесса создают из внутренней обоснованности образовательного учреждения. К имеющимся базовым основам воспитания, добавляются новые или преобразовываются имеющиеся. Что позволяет своевременно реагировать на изменения в общественно-социальной жизни, осуществлять актуальное изменение технологий воспитания.

Воспитательный процесс своей сутью оказывает влияние на психологию личности. Что вносит в её содержание психологическую основу, с помощью которой возможно производить глубокий анализ особенностей определенного человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :