Воспитательный процесс – это процесс формирования гармонично и всесторонне развитой личности.
На первоначальном этапе в школе дети уясняют необходимые понятия, овладевают нормами и правилами поведения. Затем формируется отношение школьников к этим нормам и правилам, которые им предлагаются обществом. Формирования отношений основано на осознании необходимости следовать нормам и правилам. Сопоставляя и осмысляя, дети приходят к выработке суждений и убеждений. Лучше всего убеждения укрепляются в специально созданной ситуации, в которой нужно проявить себя. Далее формируется привычка соблюдать нормы, жить по этим правилам. Система привычек постепенно переходит в черту характера. По этому принципу и происходит воспитание. Таким образом, образом можно выделить основные этапы воспитательного процесса:
Воспитательный процесс – это некая система методов и приемов, направленных на достижение общей и единой цели. Воспитанием ребенка изначально занимается семья. Но на воспитание в целом накладывают свои отпечатки и многие другие факторы, которые нельзя не учитывать. Детские сады и школы так же вносят немаловажную лепту в формирование личности.
Каждый подраздел системы воспитательной работы является так же своеобразной системой, включающей в себя свои цели и задачи, придерживающийся определенных принципов и условий.
В воспитании выделяют четыре основных канала:
Воспитание личности идет постоянно и непрерывно, как в специально организованных условиях, так и в основном течение жизни. Однако стихийный ход воспитания может завести совсем не туда, куда предполагает цель воспитания. А значит, воспитательный процесс должен быть хорошо продуман и организован, должно явно прослеживаться единство целей, задач, методов и приемов взаимодействия воспитателя (педагога) и воспитанников. Этим и отличается направленность воспитательного процесса.
Сущность воспитания есть не управление личностью, а управление процессом развития и формирования определенных черт и качеств личности. В новой системе образования сущность воспитания отличается осознанием собственной, отличной от других, деятельности.
Кроме того, воспитание должно основываться на самостоятельном осознании ребенком цели и активном продвижении к этой цели. Задача воспитателя (педагога) в этом случае только правильно направлять воспитанника в нужном направлении для достижения основной цели. А значит, важным в системе воспитания является момент формирования самовоспитания, самоопределения и самовыражения.
В настоящее время определяются различные подходы к воспитанию, различные определения и разграничения его важных составляющих, а значит, велика и разнообразна сама сущность воспитания, в общем, и воспитательного процесса, в частности.