Сущность воспитательного процесса


Сущность воспитательного процесса

Этапы воспитательного процесса, как основание в определении его сущности

Воспитательный процесс – это процесс формирования гармонично и всесторонне развитой личности.

На первоначальном этапе в школе дети уясняют необходимые понятия, овладевают нормами и правилами поведения. Затем формируется отношение школьников к этим нормам и правилам, которые им предлагаются обществом. Формирования отношений основано на осознании необходимости следовать нормам и правилам. Сопоставляя и осмысляя, дети приходят к выработке суждений и убеждений. Лучше всего убеждения укрепляются в специально созданной ситуации, в которой нужно проявить себя. Далее формируется привычка соблюдать нормы, жить по этим правилам. Система привычек постепенно переходит в черту характера. По этому принципу и происходит воспитание. Таким образом, образом можно выделить основные этапы воспитательного процесса:

  1. осознание норм и правил поведения – важный этап в становлении личности, без него не будут сформированы необходимые структуры личности.
  2. формирование убеждений, осознание необходимости и правильности того или иного поведения, выработка твердых взглядов и человеческих принципов, на которых строится поведение в жизни.
  3. формирование чувств и эмоций, опираясь на которые можно достичь правильного восприятия и осознания правил и норм поведения.
  4. формирование необходимой деятельности, т.е. выработка привычки и характера. Чем большее место занимает в воспитательной работе формирование деятельности, тем выше степень эффективности всего процесса.

Определение сущности воспитания в системе воспитательного процесса

Воспитательный процесс – это некая система методов и приемов, направленных на достижение общей и единой цели. Воспитанием ребенка изначально занимается семья. Но на воспитание в целом накладывают свои отпечатки и многие другие факторы, которые нельзя не учитывать. Детские сады и школы так же вносят немаловажную лепту в формирование личности.

Каждый подраздел системы воспитательной работы является так же своеобразной системой, включающей в себя свои цели и задачи, придерживающийся определенных принципов и условий.

В воспитании выделяют четыре основных канала:

  1. Через содержание деятельности;
  2. Через планируемые методы и формы обучения;
  3. Через использование случайно возникших ситуаций;
  4. Через специально созданные воспитывающие ситуации.

Воспитание личности идет постоянно и непрерывно, как в специально организованных условиях, так и в основном течение жизни. Однако стихийный ход воспитания может завести совсем не туда, куда предполагает цель воспитания. А значит, воспитательный процесс должен быть хорошо продуман и организован, должно явно прослеживаться единство целей, задач, методов и приемов взаимодействия воспитателя (педагога) и воспитанников. Этим и отличается направленность воспитательного процесса.

Замечание 1

Сущность воспитания есть не управление личностью, а управление процессом развития и формирования определенных черт и качеств личности. В новой системе образования сущность воспитания отличается осознанием собственной, отличной от других, деятельности.

Кроме того, воспитание должно основываться на самостоятельном осознании ребенком цели и активном продвижении к этой цели. Задача воспитателя (педагога) в этом случае только правильно направлять воспитанника в нужном направлении для достижения основной цели. А значит, важным в системе воспитания является момент формирования самовоспитания, самоопределения и самовыражения.

В настоящее время определяются различные подходы к воспитанию, различные определения и разграничения его важных составляющих, а значит, велика и разнообразна сама сущность воспитания, в общем, и воспитательного процесса, в частности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :