Термин «пространство» применяется в научной среде с древних времен. Его используют в том случае если требуется выделить необходимость соединения усилий представителей разнообразных сфер жизнедеятельности человека. Внедрение понятия воспитательного пространства в категории педагогических наук вызвало множество споров, связаны они были с тем, что уже существовало такое понятие как педагогическая среда.
Институт теории образования и деятели РАО после проведённых исследований в проблемных областях воспитания пришли к общему мнению о необходимости использования воспитательного пространства. Сегодня данная система активно используется на различных территориях страны.
Воспитательное пространство – это своеобразный продукт педагогической деятельности направляющий на развитие личности детей методы взаимосвязанных образовательно-воспитательных учреждений, детских, юношеских объединений, осуществляющих свою воспитательную деятельность на территории его размещения.
Данное определение включает в себя конкретный потенциал для реализации индивидуальности воспитанника, которые тесно связаны с самоорганизации собственной жизненной среды. Это позволяет применять термин воспитательное пространство в обозначении составляющих образовательное учреждение, связанных с реализацией учениками свой личностной свободы и самостоятельности.
Проведя анализ функционирования воспитательного пространства можно характеризовать его сущность как: воспитательная среда образовательного учреждения как структура с самостоятельным образованием основанным на целях воспитания, имеющая свои условия.
Воспитательное пространство можно сравнить с воспитателем осуществляющим педагогическое наставничество учеников и создающим специальные условия для их самореализации и развитию. Образовательное учреждение играет ключевую роль в создании воспитательного пространства.
Воспитательное пространство это совокупность деятельности следующих заинтересованных лиц:
В современной образовательной системе при существовании негативных моментов создание воспитательной среды усложнилось. Сложности возникают в момент создания воспитательного пространства и обозначение его как целостного воспитательного пространства. Воспитанник находится в подобном пространстве но не осваивает и не присваивает его. Поэтому главной целью становится укрепление социальных, педагогических функций образовательного учреждения. Этот момент особенно важен, так как большинство семей не могут в полной мере взять на себя ответственность за воспитание детей.
Воспитательное пространство это результат деятельных процессов созидательных и интегрирующих. Для создания воспитательного пространства необходимо обозначить его основные компоненты, то что должно их соединять в единую структуру, реализовать связи которые возможно смоделировать, интегрировать воспитанников в эту деятельность. Соблюдая данные условия в воспитательном пространстве можно развить личность ребенка.
В таком случае структурной единицей воспитательного пространства становится образовательное учреждение, становясь участником создания данного пространства с помощью педагогического коллектива. При этом главным механизмом формирования воспитательного пространства является взаимодействие коллективов объеденных целенаправленным пониманием воспитательных задач, принципов и подходов к педагогическому процессу.
Педагогика выделяет несколько основных характеристик воспитательного пространства с точки зрения социальной категории, ими являются:
Субъектами воспитательного пространства являются воспитанники, родители, педагоги, волонтеры, представители общественности и заинтересованные организации. От того, кто и с помощью чего создает и развивает воспитательное пространство, зависит окончательный результат воспитательного процесса, уровень воспитанности личности воспитанника.
Воспитательное пространство реализуется с помощью моделирования которое формирует не сколько поведение субъектов входящих в данное пространство, сколько взаимоотношения между ними.
Воспитательное пространство характеризуется как фундаментальная площадка для объединения разнообразных образовательных институтов. Главной целью данного пространства является создание комбинированной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса. Которые смогли мы получить максимальный эффект от взаимодействия друг с другом. При моделировании воспитательного пространства важно провести анализ среды в которой будет происходит формирование, изучить все негативные и позитивные стороны.