Система обучения и воспитания широкими шагами идет вперед, так же как наука и техника современного мира. Еще недавно проект рассматривался, как что-то новое, непонятное, неизвестное. Проектирование в учебно-воспитательном процессе начали изучать педагогические работники с целью проектирования своей деятельности. Сейчас же проектная деятельность хорошо изучена и освоена, проектирование повсеместно используется и хорошо себя зарекомендовало. Очередь в освоении проективных методик за учениками (воспитанниками).
Стоит отметить, что проективные методики практически не применяются в дошкольном обучении и воспитании по причине психической не готовности детей дошкольного возраста критически мыслить и осознанно планировать свою деятельность. В школе же проектирование уже заняло свою нишу, и ученики вплотную осваивают новую для них деятельность, начиная с начальных классов.
Проект – это целенаправленно спланированное поэтапное решение существующей проблемы с заранее спрогнозированным результатом.
Проектная деятельность это осознанная целенаправленная деятельность, осуществляемая с целью решения объективно существующей проблемной ситуации. Результатом проекта служит решение данной проблемы или какой-либо продукт деятельности. Проектная деятельность выделяет несколько этапов:
Проективная деятельность различает множество видов проектов и классифицируется по многим факторам, но какая бы она ни была, она всегда делится на этапы выполнения:
Подготовительный период (или организационно – подготовительный), включающий в себя освоение необходимых понятий, знакомство с информацией по данной проблеме.
Основной период (поисковый), заключающийся в выявлении проблемы, прогнозировании ее решения и, собственно, выполнение определенных методов.
Итоговый период, на котором оформляется проектная документация, проходит презентация (защита) проекта, оценивание результатов и рефлексия.
Осуществление проектной деятельности есть задача не из простых. В ходе ее реализации от воспитанников требуется много усилий, однако, оно того стоит. Если ребенку просто рассказать материал, он его, скорее всего, через какое-то время забудет, если показать на примерах, конечно же, запомнит.
А вот если он сделает это сам, он не просто запомнит, а еще и научится делать это сам. Работа над проектом активизирует у воспитанника мотивацию и интерес к определенной проблеме, поможет осознанному восприятию информации, раскроет критичность мышления, творческий потенциал. Кроме того, данная деятельность формирует саморегуляцию и умение планировать свою деятельность, чувства ответственности и самодисциплины, что служит основой для формирования активной жизненной позиции личности и социально значимых качеств.
У ребенка формируются умения работать с информацией и ее поиском, активизируются исследовательские и творческие способности, совершенствуются коммуникативные навыки. В результате все эти качества личности служат серьезной базой для формирования всесторонне развитой гармоничной личности, что и является основной целью всего воспитательного процесса.