Принципы воспитательного процесса


Принципы воспитательного процесса

Принципы гуманистической направленности и социальной адекватности в воспитании

Для реализации в воспитании принципа гуманистической направленности, следует рассматривать ребенка как главную ценность в системе человеческих взаимоотношений, основой которых является гуманность. Данный принцип требует уважения, по отношению к каждому человеку, а также он должен обеспечить свободу совести, мировоззрения, веры исповедания, выделяя в качестве приоритетов те задачи, которые направлены на заботу о физическом, социальном, и психическом здоровье детей.

Для эффективной реализации принципа гуманистической направленности, следует выполнять следующие принципы:

  • Добровольно задействовать ребенка в той или иной деятельности.
  • Доверять ребенку при выборе им инструментов для достижения поставленных целей, доверие должны основываться на искренней вере в возможности воспитанника.
  • Использование оптимистической стратегии, при определении воспитательных задач.
  • Предупреждение неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в процессе педагогического воздействия на ребенка.
  • Учитывать интересы учащихся, их индивидуальные вкусы, предпочтения, способствовать побуждение к познанию новых интересов.

В практической педагогике данный принцип может быть отражен в следующих правилах:

  1. наличие опоры на активную позицию воспитанника, его самостоятельность и проявленную инициативу,
  2. общение с ребенком должно быть наполнено уважительным отношением к нему,
  3. педагог должен призывать ребенка к проявлению добра, являясь при этом добрым человеком,
  4. педагог должен понимать свою роль в отношениях между учеником как роль, направленную на защиту интересов ребенка, помощь в разрешении проблем, возникших перед ребенком, по мере завершения очередного этапа развития,
  5. педагог должен всегда находится в поиске вариантов решения, которые в преобладающей степени могут принести пользу его ученику в школе, в группах и других подобных объединениях,
  6. педагог должен стремиться к созданию атмосферы гуманизма, в которой недопустимы никакие виды унижения достоинства учеников.

Социальная адекватность в воспитании, как принцип, требует наличия соответствия в содержаниях и средствах воспитания социальной ситуации, которая организует воспитательный процесс. Задачи воспитания, ставятся исходя из ориентирования на действующие социально-экономические условия, и подразумевают под собой формирование у детей готовности к выполнению разнообразных задач, которые возникают в соответствии с социализацией. Данный принцип выполним только при постоянном анализе влияний, которые оказываются разнообразными социальными средами.

Условиями при которых возможна реализация социальной адекватности, принято считать: взаимосвязь воспитательных и социальных задач развития общества, координация взаимодействий социальных институтов, которые направляют свою деятельность на развитие личности детей, создание комплекса социально-педагогической помощи воспитанникам, ориентация всего педагогического процесса на актуальные возможности социума, действия направленные на коррекцию воспринимаемой информации учеником их всех доступных источников (сми, интернет, общество).

Принципы социального закаливания и создания воспитательной среды для детей

Принцип закаливания воспитанников включает в себя создание такой ситуации для ребенка, в которой он должен будет проявить свои волевые качества для разрешения негативного воздействия социума, что, в свою очередь, повлияет на выработку определённых навыков и умений, необходимых для создания способов преодоления, создаст благоприятные условия для развития адекватных индивидуальных способностей человека, выработки «социального иммунитета», стрессоустойчивости.

Условиями, благоприятно влияющими на использование принципа закаливания, называют:

  • Включение ребенка в решение разнообразных проблем социального отношения, путем реальных или имитированных ситуаций.
  • Проведение диагностических действий, с целью проверки волевой готовности ребенка к взаимодействию с системой социальных отношений.
  • Усиление стимулирования самопознания детей в разнообразных общественно-социальных условиях, определение позиции личности ребенка и ее способов адекватного проявления в различных ситуациях.
  • Оказание требуемой помощи детям, в вопросах касающихся анализа и прогноза существующих проблем в социальных отношениях.
  • Принцип, в котором подразумевается создание воспитательной среды, осуществляется через создание в учебном заведении особых отношений, которые формировали бы социальность детей. Требуется развивать сплоченность педагогического и школьного коллектива, формируя их психологическое единство. Создавая воспитательную среду, каждый участник процесса должен понимать, что от них потребуется взаимная ответственность, сопереживание, взаимопомощь в преодолении совместных трудностей.
  • Данный принцип возможно реализовать при наличии следующих условий:
  • Обозначение цели, которая будет доминировать в коллективе, объединяя педагогов и учеников.
  • Определение ведущей деятельности, которая имеет значимость для каждого члена коллектива.
  • Формирование и развитие органа детского саморазвития, инициативы, самостоятельности взрослых и детей, создание разнообразных детских обществ.
  • Каждая школа должна иметь свой собственный дух и культуру воспитания.

Педагог и влияние принципов воспитательного процесса на него

Каждый педагог оказывает влияние на определённые принципы воспитания, руководствуясь целями, которые ставит перед ним образовательная сфера.

Педагог не ставит для себя основной целью изучать предмет воспитания, так как тот находится в динамической системе воспитательных ситуаций. Но для него, каждый принцип, это каждодневное руководство к действию.

О цели можно забыть только потому, что существуют принципы, которые вытекают из целей, после чего начинают их курировать.

Определение 1

Принципы – это связующее звено, между теорией и практикой, образом достойного человека и реальным физическим его обликом, который поступает достойно в действительности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :