Все мы, в том числе дети, живем в социуме. Одно из первых чему мы учимся с рождения – это взаимодействие, разговор, общение.
Общение есть очень широкое по своей сути понятие. Это осознанное и неосознанное вербальное и невербальное взаимодействие двух и более людей. Общение есть везде и всегда на разных уровнях и с разными целями и функциями. Общение это обязательная часть психического и социального развития ребенка. Общение может быть очень разнообразным, у него много форм и видов.
Общение в воспитательном процессе – это не что иное, как педагогическое общение, т.е. это такой вид общения воспитателя (педагога) с воспитанниками (обучающимися), при котором идет целенаправленный процесс организации, установления контакта, при которых основным является развитие и воспитание. Кроме того, это общение не только между воспитателем и воспитанником, но и между воспитанниками отдельно.
На последнюю форму общения воспитатель не всегда способен повлиять, однако, она является важным фактором в процессе воспитания личности. То, что может сделать в данном случае взрослый, это создать комфортные психологические условия в рамках коллектива, способствовать становлению коммуникативной функции речи и установить доверительные отношения с воспитанниками с целью своевременного вмешательства и влияния на эффективность этого общения.
Структуру общения определяют составляющие ее компоненты:
Информационная функция – это обмен информацией, ее восприятие и использование, организация индивидуального или группового общения. Нормативная функция нацелена на усвоение воспитанниками норм морали через освоение основных правил нравственного поведения, образцов действий, поступков, способов регулирования взаимоотношений между людьми. Коммуникативная функция предполагает установление контакта между участниками воспитательного процесса, понимание друг друга. Регулятивная функция заключается в формировании, поощрении «нужных», положительных форм взаимодействия и своевременном корригировании, устранении «не нужных», отрицательных, негативных воздействий.
Выделяют и другие функции в зависимости от направлений классификации.
В зависимости от решаемых задач выделяют виды общения:
Кроме того выделяют формы общения:
Вербальные – словесные, т.е. взаимодействие происходит через слово и речь. Невербальные – использование мимики, жестов, интонации.
Общение в воспитательном процессе будет иметь большую эффективность, если: