Модель воспитательного процесса


Модель воспитательного процесса

Социоцентрическая модель

Определение 1

Социоцентрическая модель – это модель воспитания, основой которой является право каждого человека как личности на воспитание и обучение.

Приоритетным в этой модели воспитания является предпочтение социальных институтов, в которых реализуется социальный заказ. В нашей стране данное направление сложилось в период развития советской педагогики. Яркими авторами её выражения является Макаренко А.С.

Модели воспитания которые создавались в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, были наполнены идеей педагогической деятельности, направленной на воспитание в воспитании коллективизма, которой будет способен стать полезным в обществе. Человек такого типа более востребован в данный период развития советского общества.

Все те теории, которые создавались в модели социоцентрации, отличались между собой следующим:

  • Наличием задавания внешней цели;
  • Наличием системы формирования личности;
  • Общими чертами идеологии;
  • Наличием технологий, которые можно передавать

Все перечисленные особенности с одной стороны являются неоспоримым плюсом, но если смотреть с другой стороны, они могут привести к стандартизации обучающего процесса. Развивая социоцентрическую модель, важно не забывать про создание условий, в которых сохранилась бы возможность для развития каждой личности и проявления своей индивидуальности.

Натуроцентрическая модель

Определение 2

Натуроцентрическая модель – это модель воспитания, ориентир которой лежит в сторону максимального развития в человек его заложенного природой потенциала. Данная модель должна компенсировать природные недостатки и помочь каждому в определении его места в жизни.

Исходным значением натуроцентрической модели является то, что ребенок при рождении наделяется определенным навыком качеств, эти навыки отдать, изменить не под силу общественности, ни среде развития, не воспитанию, эти факторы могут лишь повлиять на раскрытие качеств заложенных природой в ребенке.

Именно поэтому основным ориентиром в воспитании является поиск наиболее эффективного способа раскрытия каждого ребенка, минимум до нормального уровня, как максимум, до возможно высшего уровня обусловленным особенностями его среды.

Данную модель нельзя использовать по отношению ко всем детям, поэтому необходимо осуществлять объединение детей в типологические группы, и к этим группам создать индивидуальные методы воспитания.

В отечественной школе натуроцентрические идеи развивались в период популярного во времена советской власти направлении – педологии. В границах педологии начала развиваться система тестирования, с помощью которой можно было определить уровень развития ребенка, с целью подбора для него соответствующего уровня обучения и воспитания.

Это течение в 30-е годы XX века признали неподходящим под официальную идеологию, и его существование прекратилось. Не смотря на это, в современных школах основные идеи рассматривающие детей на основе их индивидуальных особенностях, являются актуальными.

Все теории создаваемые на основе модели натуроцентрираризации, имеют следующие отличия:

  • Цели воспитания и их определения, опираясь на особенности отдельно взятой личности;
  • Помощь со стороны педагогического процесса в развитии природных потенциалов
  • Полный отказ от единой системы воспитания;
  • Отсутствие стремления придать технологиям и методам уникальность

Используя данную модель образования, главное обходить стороной позицию неравенства детей, которая может вызвать далеко идущие последствия.

Антропоцентрическая модель

Определение 3

Антропоцентрическая модель – это модель, в которой преобладает признание неповторимости и уникальности каждого ребенка.

Учитель в данной модели четко понимает, что нужно для плодотворного развития ребенка, становится партнером, сотрудником личностного развития ребенка. Основой этой модели является совместный поиск истины, безграничная творческая деятельность, диалог.

Заметным представителем данного направления в педагогике является Р. Штейнер. Он создал Вальдорфскую школу педагогики, её основным принципом является свобода в развитии ребенка, без наличия страха, стресса. Общий закон этой школы указывает прикладывать максимальное внимание к личности ребенка.

Штейнер считал, что развитие ребенка должно происходить на основе его особенностей и индивидуальности. А это не возможно при использовании государственных образовательных стандартов. Человека можно понять лишь на интуитивном уровне, ведь он представляет собой вневременное явление, единство духа и души. Он считал, что любое образование должно быть направлено на развитие индивидуальных черт человека, пробуждении его природных данных. И роль педагога в этом случае базируется на роли помощника в осуществлении развития природных сил ребенка.

Лев Николаевич толстой развивал в отечественной школе атмосферу свободного творчества, в которой ученик и учитель становились партнерами, которых объединяла творческая деятельность.

Все теории создаваемые на основе модели антропоцентрации, имеют следующие отличия:

  • Приход к индивидуальному, отказ от намерений сделать цели воспитания уникальными
  • Проектирование условий, без проектирования личностного развития
  • Полная свобода в творчестве
  • Ориентированность на саморазвитие и самопознание
  • Наличие диалога между воспитанником и педагогом
  • Создание и развитие натуральной среды для развития

Без заранее проектируемых программ создается сложность в системе воспитания, которая мешает ей приблизиться к какому-либо значимому социальному стандарту.

Замечание 1

Успех каждой описанной модели будет основан лишь на собранности каждого субъекта образовательного процесса. Только благодаря заинтересованности общественности возможно развитие человечества, без образования стандартизации, которой не под силу учитывать особенность каждого кого она касается.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :