Место методической работы в системе воспитательного процесса
Воспитательный процесс это целая система мер, направленных на формирование необходимых качеств личности. Система эта очень подвижна и неоднозначна. Весь процесс воспитательной работы не есть точная, стабильная и предрешенная на века конструкция. Наука и техника большими шагами идут вперед, воспитание должно не отстать в этом развитии. Воспитатель или педагог, ведущий воспитательный процесс, находится в постоянно изменяющихся условиях и требованиях. Не всегда обычному человеку под силу успеть за всеми этими изменениями. Для того, чтобы помочь воспитателям дошкольных учреждений или педагогам школы создаются различные методические службы, призванные освящать и оказывать информационную поддержку.
Определение 1
Методическая работа – это система целенаправленных мер, направленных на повышение количественной и качественной эффективности воспитательного процесса через обеспечение и развитие профессионального и творческого потенциала педагогических работников, а так же помощь в решении возникающих трудностей.
Стоит отметить, что о методическом сопровождении можно говорить лишь в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях всех уровней образования (дошкольного, школьного, внешкольного).
Функции работы методических служб
Методическая работа имеет основные функции.
- Обучающая функция направлена на формирование, укрепление и углубление профессиональных знаний, выработку навыков специалистов в той или иной области.
- Консультационная функция нацелена на оказание индивидуальной или групповой помощи одному или группе специалистов в каждой конкретной ситуации.
- Диагностическая функция заключается в выявлении слабых или проблемных мест в деятельности специалиста с целью своевременного их устранения.
- Психотерапевтическая функция призвана помочь специалисту в выявлении и преодолении каких-либо психологических трудностей, затрудняющих осуществление профессиональной деятельности.
- Коррекционная функция нацелена помочь исправить допускаемые ошибки в осуществлении деятельности или изменить систему осуществления профессиональной работы.
- Адаптационная функция направлена на координацию ожиданий и возможностей специалиста в связи с требованиями и условиями деятельности.
- Информационная функция ориентирована на предоставление специалистам требующейся информации по новшествам в образовании и развитии.
- Проектная функция заключается в обучении специалиста экспертизе необходимых важных методических разработок, программ и пр.
- Направляющая функция нацелена на реализацию гуманистического подхода в воспитательном процессе.
Замечание 1
Можно определить множество других важных и не важных функций методической работы специальных организаций и служб в зависимости от цели их создания и обширности реализации своей профессиональной деятельности.
Формы и принципы работы методической службы
Формы организации методической работы могут быть разнообразны и определяются целью проведения и количеством участников. Это могут быть индивидуальные консультации, семинары, круглые столы, районные конференции, совместная научно – исследовательская деятельность и многое другое.
К принципам методического сопровождения относятся:
- личная ответственность специалиста за выбор идеи или решения (сопровождение имеет только рекомендательный характер);
- приоритет интересов специалиста (сопровождение не может действовать против интересов сопровождаемого);
- непрерывность и системность сопровождения, т.е. если методическая служба помогает конкретному специалисту или коллективу в разрешении какой-либо проблемной ситуации, то это не единоразовое действие, а комплекс мер по оказанию полноценной помощи, если это необходимо;
- индивидуальный подход (учитываются индивидуальные особенности сопровождаемого и особенности конкретной ситуации);
- востребованность результатов в практической деятельности (методическая работа имеет место лишь там, где ее деятельность и результаты нужны или необходимы).