Критерий эффективности воспитательного процесса, это мера, показатель, использование которого поможет в оценке и наиболее точной характеристике итогов воспитательной деятельности.
Критерий эффективности воспитательного процесса характеризует собой степень соответствия результатов воспитания, общественным требованиям, запросам природы и уровню подготовленности ребенка. Внутренняя цель воспитательного процесса, заключается в том, чтобы постепенно превратить растущего человека из управляемого существа, в самостоятельную личность. Внешняя же цель представляет собой развитие физических сил ребенка, которые облегчат его включение в трудовую, социальную и общественную деятельность.
Главными критериями качества воспитательного процесса должны выступать те функции школы, которые могут определить обучаемость и воспитанность школьника, их реальное отношение к обучению и воспитанию, к самой школе, педагогам, возможность осознанно выбрать профессию и умение адаптироваться к современной жизни.
Эти критерии выделяют два параметра:
Изменения которые происходят в воспитании и обучении детей, можно расценивать как оценку качества учебно-воспитательной работы школы.
Эффективность воспитательного процесса можно понять опираясь на поведение воспитанников. В нем отражается внешние воздействия и внутренняя духовность, формирование определённой расположенности личности. Проявляя себя в какой-либо деятельности, в отношении к себе и миру, человек видит свой результат продвижения к счастью и благополучию.
Главным итогом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему миру. Это отношение более ярко проявляется в поступках, которые совершенны в действительности.
Отношение ко взрослым и сверстникам, вещам личным и общественным, к главному деятельному процессу школьных лет-учебе. Однако критерия отношения не является единственно оценочным в воспитании. Отношения не всегда может четко передать меру воспитания, и верно отразить отношение человека к определенным явлениям. Также поступок может быть совершен или не совершен даже вопреки настоящему отношению человека к этому.
Дети на этапе взросления не должны знать всех правил поведения в обществе. Исходя из возраста ребенка, он может знать больше или меньше, о том, как нужно вести себя в разнообразных ситуациях. Сначала он осваивается в кругу семьи, адаптируя свое поведение под устоявшиеся правила, затем в садике, школе и общественных местах. Эти данные ребенок может получить только благодаря взрослому. Самому ему не под силу познать всех аспектов взрослой, социальной жизни. Отсутствие подобных знаний у детей определённого возраста, может дать оценку его эффективности взаимодействии с педагогическим процессом.
Выработка правильного поведения, умений, навыков задача учителей, воспитателей и тех, кто организует процесс воспитания. Они должны обладать пониманием о программе воспитания, через их усилия данная программа должна стать достоянием учеников. Именно по этой причине, я отношу к критериям эффективности воспитательного процесса, умение педагога формулировать навыки знаний и поведения у воспитанников.
Профессиональная организация воспитательного процесса требует наличия анализа, который сможет помочь в определении правильного хода в воспитании. С помощью анализа можно усовершенствовать педагогический процесс, скорректировать его, на основе полученных данных.
Педагогический анализ – это рассмотрение насущных элементов воспитания с целью их оценки.
Чтобы провести оценку воспитательного процесса, необходимо создать две группы критериев:
Конечным продуктом профессиональной педагогической деятельности является уровень воспитанности детей. Чем выше воспитанность детей, тем выше оценка воспитательного процесса.
Мера воспитанности это измерение уровня соответствия определённым критериям.
Меру воспитанности можно оценить по показателям. Показатель это что то доступное для восприятия, что-то указывающая на наличие чего либо. К примеру употребление скверных слов, использование слов паразитов, все это свидетельствует о том, что человек имеет низкое интеллектуальное воспитание. Эгоизм у ребенка свидетельствует о непричастии ребенка к добру, и о его низком личностном воспитании.
Часть наблюдений и показателей доступны внешне, к примеру: внешний вид ребенка, мимика и пластика тела, поведение, речь, реакции на социальные ситуации а также качество его предметной деятельности.