Коррекционно-воспитательный процесс это и коррекционно-воспитательная работа или коррекционный процесс в воспитании. Коррекционное воспитание тесно связано с коррекционным обучением и рассматривается в коррекционной педагогике.
Коррекция – это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Определяется коррекционное воспитание как ряд специально организованных методов и приемов воздействия, направленных на преодоление каких-либо нарушений, отклонений от общепринятых норм и стандартов, а так же на выявление и развитие сохранных функций высших психических функций личности, рассматриваемых в разрезе воспитательного процесса. Главенствующей задачей коррекционной работы является успешная социализация и адаптация выпускника специального коррекционного образовательного учреждения в жизни и обществе. Коррекционная работа направлена не только на исправление уже существующего недостатка, но и на предотвращение появления вторичных дефектов, связанных с наличием основного. Таким образом при планировании коррекционно – воспитательной работы необходимо знать и учитывать не только основное органическое поражение, но и возможные связанные с ним особенности адаптации и социализации личности, а так же возможности компенсации данных формирований за счет развития высших психических функций и подбора специфичных методов и форм работы.
Основные цели и задачи воспитания детей с ОВЗ с одной стороны совпадают с целями и задачами воспитания детей без какого-либо специального статуса. С другой же стороны они очень специфичны.
При традиционной системе образования коррекционно-воспитательная работа определялась и проводилась только в специальных образовательных организациях для обучающихся с каким-либо нарушением развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или интеллектуальными нарушениями. В настоящее время общество все больше принимает направление на интеграцию обучения, поэтому сейчас коррекционно-воспитательная работа осуществляется в любом общеобразовательном учреждении и планируется в каждом конкретном случае отдельно.
Наибольшего успеха в осуществление коррекционно-воспитательного процесса можно добиться при соблюдении определенных условий:
Кроме того, коррекционное воздействие становится более эффективным тогда, когда в обществе и окружающей действительности все идет в ногу с самим процессом коррекции, развития и воспитания, когда создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в различные сферы жизнедеятельности. Так например, в последнее время развернулась большая работа по вовлечению лиц с ОВЗ в спортивные соревнования, творческие конкурсы, общественно - полезные мероприятия и т. д. (вплоть до международного уровня).
Важно не путать с перевоспитанием, когда в цель включается коррекция личностных свойств, установок, ценностных ориентаций ряда категорий правонарушителей и адаптация их в жизни, как будто сначала.