Изменения, происходящие сейчас в современном мире, в целом, а так же в системе обучения и воспитания вызывают необходимость разработки, внедрения и использования новых подходов. Для этого анализируется содержание дошкольного и школьного образования и воспитания, рассматриваются новые учебные планы, учебно–методические комплексы и комплекты, включающие в себя программы и учебно–методические пособия, совершенствуются методы, формы и приемы организации обучения и воспитания.
Следует отметить, что в существующих в настоящее время учебно-методических пособиях для учителей отражаются далеко не все современные проблемы, разрабатываемые в педагогике, дидактике и методиках преподавания различных учебных предметов.
Для любого развития важно соблюдение единства двух противоположных процессов – дифференциации и интеграции. Они взаимосвязаны и взаимодополняемы друг для друга. Дифференциация отражается в осуществлении средств и методов дифференцированного и индивидуального подходов, разделении программ на уровни, создании индивидуальных образовательных маршрутов, применении вариантов стимулирования учебной мотивации и поддержки учебной деятельности и многое другое. Но собрать воедино все, что есть ценное, связать, согласовать и воплотить в жизнь в едином процессе различные идеи, формы и методы, подходы и технологии возможно лишь на основе их интеграции. Без интеграции процесс воспитания становится не полным, фрагментарным, бессистемным, теряется суть, основная цель и основные ориентиры деятельности.
Интеграция, вообще, есть процесс воссоединения, объединения и скоординированности в целое каких-либо составляющих. А значит, что
Под интеграцией в педагогике можно понимать систему многоуровневого, структурированного, организованного процесса и результата объединения всех элементов учебно-воспитательной системы для достижения развития всесторонне развитой личности, как итога основной цели воспитания.
Данный процесс должен быть хорошо регулируемым, структурированным и четко скоординированным в целях избежания наступления педагогического хаоса в определении и использовании различных составляющих элементов, что привело бы к формированию дисгармоничной, несбалансированной личности.
Интеграция предполагает:
Для достижения положительного результата воспитания в условиях интеграции возможно использование различных методов и форм внеучебной деятельности, организация творческих кружков, интегративных и элективных курсов, а так же важно взаимодействие всех структур и институтов воспитания и социума.
Интеграцию можно рассматривать как состояние, для которого характерна система структурированного и многоуровневого слияния воедино элементов воспитания, так и как процесс, приводящий к данному состоянию.
В настоящее время в педагогике выделяют:
Кроме того в педагогике принято выделять еще две формы интеграции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя характеризуется процессом, происходящим внутри самого воспитательного процесса. Сюда можно отнести взаимодействие различных средств и методов между разными уровнями организации, рассмотрение и осознание одного понятия или раздела с разных сторон на разных уровнях и разными формами, организация воспитательных мероприятий в разновозрастных группах и др.
Внешняя является процессом и результатом взаимодействия одного учреждения с другим или с какими-либо внешними структурами и институтами, например взаимосвязь или сотрудничество двух рядом расположенных детских садов (проведение единых крупных мероприятий) или сотрудничество детского дошкольного учреждения со школами своего микрорайона по выработке и внедрению преемственности учебно-воспитательных задач и технологий.
Но важно понимать, что какой бы ни была интеграция, на каких уровнях и в каких формах она бы не осуществлялась, в конечном итоге, она должна приводить к достижению основных целей воспитания – формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию.
Отдельно стоит рассматривать интеграцию в специальной (коррекционной) педагогике, в специальном образовании и воспитании. Ранее дети, имеющие какие-либо искажения в развитии (интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи, задержку психического или психо – речевого развития, нарушения слуха или зрения) помещались в отдельные специальные дошкольные учреждения или специальные школы. Сейчас же, в современной системе образования, опирающейся на принципах гуманизации, специальное образование и воспитание имеет тенденцию слияния с общим образованием и воспитанием. Такая система подразумевает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общие группы или классы, а так же введение детей с одним нарушением в группы с какими-либо другими особенностями развития.
Основная задача такого слияния заключается в формировании нормального восприятия в обществе «особых» детей, в избежание порицания обществом наличия какого бы то ни было дефекта развития, в создании условий нормального сосуществования людей с ограниченными возможностями в общем мире с обычными людьми. Кроме того, идеи интеграции в специальной педагогике основаны на создании общества, в котором люди с ОВЗ смогли бы участвовать в жизни страны и общества, реализовать себя в творчестве и труде, не боясь быть осужденными и не имея комплекса косого взгляда за спиной.