Гуманизация воспитательного процесса


Гуманизация воспитательного процесса

Гуманизация как процесс воспитания

Один из принципов воспитательного процесса есть принцип гуманистической ориентации или личностно – ориентированной направленности. Данный принцип предполагает уважительное отношение к воспитаннику (обучающемуся), ориентация на его индивидуальность, личностные качества, процесс воспитания на основе данного принципа должен быть построен на уважении и доверии.

Определение 1

Отсюда, гуманизация – это процесс, в котором преобладающей становится ориентация на гуманистический подход в обучении и воспитании. Нравственное воспитание при этом приобретает первостепенное значение.

Принцип гуманизации основан на гуманистической концепции, выделяющейся в педагогике и философии, которая говорит о том, что основной целью воспитания должно быть выявление положительных качеств личности, задатков, склонностей и способностей, на развитии которых и будет строиться вся воспитательная работа по формированию Личности. Гуманизация предполагает:

  1. Уважение личности ребенка, доверие, учет его индивидуальных особенностей, достоинств и недостатков, принятие его личностных ценностей, интересов и ориентация на них в процессе планирования и осуществления воспитательного процесса.
  2. Создание благоприятных и комфортных условий для развития всесторонне развитой и самодостаточной личности, для раскрытия предрасположенностей, интересов и склонностей на каждом этапе обучения и воспитания.
Замечание 1

Кроме того, гуманизация предполагает особый подход к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого необходимо создать такие условия, в которых такие особые дети смогли бы полноценно жить, обучаться и воспитываться, а так же получать полноценную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь и поддержку.

Задачи гуманистического воспитания

Для достижения определенных целей, а в данном случае, осуществления процесса гуманизации в воспитательном процессе, необходимо решение ряда задач:

  • Формирование представления у детей о положительных качествах личности.
  • Формирование жизненных ориентиров и целей.
  • Формирование самокритичности и достаточного уровня притязаний, ориентируясь на которые ребенок будет способен к саморазвитию и самовоспитанию.
  • Формирование осознания влияния окружающих факторов и развитие умения сделать правильный выбор.

Принципы гуманизации воспитательного процесса

Для большей степени эффективности процесса гуманизации, а так же для достижения основной цели воспитания – формирования всесторонне развитой и гармоничной личности, необходимо обязательное соблюдение основных принципов, без которых невозможно рассматривать гуманистический подход. Такими принципами являются:

  • Полное и несомненное принятие ребенка и его индивидуальности, проявление устойчивого положительного отношения.
  • Проявление уважения к каждому и формирование чувства собственного достоинства.
  • Осознание и принятие права ребенка быть индивидуальностью, не похожим на остальных.
  • Уважение и предоставление права свободы выбора.
  • Оценка деятельности, продуктов детского труда и творчества, а не личности.
  • Умение проявлять эмпатию по отношению к каждому, чувствовать и понимать детей, уметь поставить себя на его место.
  • Обязательный учет индивидуальных психо – физических, эмоциональных и волевых качеств личности.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование и развитие гражданских качеств личности
  • Обучение и воспитание в благоприятных эмоциональных условиях, комфортном микроклимате.
  • Использование демократического стиля взаимодействия между воспитателем (педагогом) и воспитанниками (обучающимися).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :