Студенчество – это период активного формирования ценностей личности и ее профессионального самоопределения.
В студенческий период крепнет гражданская позиция, все больше возрастает стремление к самообразованию. В это время молодые люди определяются со своей самооценкой, завоевывают репутацию, накапливают опыт коллективных отношений. Теперь место среды педагогического воздействия занимает в их жизни учреждение высшего или среднего профессионального образования, место учебы, которое они выбрали сами.
Воспитательный процесс в профессиональном образовании – отдельная педагогическая категория, в которой речь идет о повзрослевшей личности, на данном этапе уже обладающем определенным багажом опыта (сложившиеся отношения к окружающему миру вещей и людей, к самому себе и т.д.)
В данный период обостряется необходимость изучения того, что составляет субъектный опыт молодых людей, учитывать характер внешнего воздействия на личность. В наши дни данная проблема воспитания усугубляется еще и тем, что ценности советских времен устарели, а новые - не до конца еще сложились. И здесь очень многое зависит от личности педагогов, кураторов, инициативы администрации конкретного учебного заведения.
В процессе обучения в образовательных организациях профессионального образования могут реализовываться практически все направления воспитательного воздействия. При этом активно используются:
Формированию мировоззрения и жизненных приоритетов студентов, интеллектуальному росту могут способствовать интегрированные курсов и межпредметных связи. Они систематизируют знания, а через них - убеждения, взгляды. Те, в свою очередь, успешно усвоенные, переходят в новые личностные качества.
Гуманизации образования на всех уровнях требует развивающего обучения, тесно связанного с воспитанием. Воспитательные методы реализуются в процессе семинаров-дискуссий, диспутов, конференций, проблемного обучения и др. Такие виды работы побуждают студентов к активным действиям, помогают проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения.
Куратор» (от лат. curator) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.
В современном мире слово "куратор" используется во многих областях деятельности. Основную роль в воспитательном процессе организаций среднего и высшего профессионального образования выполняет именно куратор. Внимательно изучая склонности, интересы и запросы студентов, он содействует формированию их личности, оказывает помощь активу группы в организации внеурочной деятельности.
Активная жизненная позиция - это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Каждый человек занимает в жизни свою позицию со своей мерой социальной активности и целеустремленности.
Задачи кураторов:
Такие важные приоритеты воспитательного процесса профессионального образования, как толерантность и демократизм, сочетание общечеловеческого и национального, раскрытие креатива личности, касаются как преподавателей, так и студентов.
В профессиональном образовании воспитанием занимается сама образовательная среда, то есть весь окружающий студента социум, в том числе и непосредственное окружение человека. При помощи педагогов студент, проявляя активность, совершенствует свою среду и переносит положительные качества на тех, кто его окружает - в этом и состоит воспитательная функция образовательной среды.
При условии своей грамотной организации она создает условия для развития сознательно активной личности. В данном случае влияние на профессиональное становление личности более эффективно, чем непосредственные воспитательные воздействия, поскольку влияние осуществляется зачастую на подсознательном уровне, без прямого воспитательного воздействия, как бы между прочим.
В деятельности организаций профессионального образования широко используются воспитательные возможности образовательной среды. Система практик, включённых в образовательную программу вуза или организации среднего профессионального образования, должна быть разнообразной и социально полезной Как для студентов, то есть участников этого процесса, так и для тех, на кого направлены эти практики (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, ветераны и т.д).
Именно здесь реальная деятельность в виде волонтерского движения, добровольческих инициатив, участие в социальном проектировании и форумных кампаниях, сочетающая в себе профессиональный, культурный, личностный и досуговый характер, выполняет важнейшую воспитательную функцию. Важно только при этом избежать формата обязательности, забыть об «измеримости» данного результата. Немаловажное значение здесь имеют и программы дополнительного профессионального образования, которые в какой-то мере позволяют немного уклониться от определенной специализации, а с другой – могут некоторым образом реабилитировать личность студента, возможно, неуверенного в правильности выбора будущей профессии (успех может прийти и на ином поприще).
Воспитательный процесс в профессиональном образовании - это многогранный процесс непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда предоставляет множество возможностей для развития личности студента.