Семья – это группа или социальное объединение, члены которого связаны родственными узами ( или брачными) общностью быта, осуществляющая преемственность поколений и воспитание детей.
Семейное воспитание – это процесс воздействия на ребенка со стороны его родителей (опекунов) и иных членов семьи, целью которого является достижение желаемых результатов воспитания.
Роль семьи в воспитании основана на глубоком влиянии на комплекс физической и духовной жизни растущей личности. Стоит учесть, что семейное воспитание неразрывно связано с школьным и социальным воспитанием. Семья является средой, как жизни, так и воспитательной. Основная социальная роль семьи как воспитательного института это социализация ребенка.
В педагогической науке укрепилось понимание того, что тип семейного воспитания является главным фактором формирования личности и характера ребенка.
Выделяют следующие типы воспитания:
Стоит отметить, что каждый тип воспитания имеет влияние на формирование акцентуаций характера, и их усиления.
Многие исследования в области семьи и семейного воспитания были сведены в общую классификацию стилей воспитания. (автор Е.Т. Соколова)
Сотрудничество. Это тип взаимоотношение, где происходит учет потребностей ребенка и возможно существование права на «автономию»
Псевдосотрудничество. Данный тип характеризует отношения где происходит доминирование, в одних ситуациях со стороны родителя, в других со стороны ребенка. Основная характеристика это формальные отношения, с определенной лестью.
Изоляция. Этот тип отношений предполагает отсутствие кооперации, во время взаимодействия члены семьи не слышат друг друга.
Соперничество Это конкуренция в семье.
Содержание воспитания в семье связано с целью демократизации общества. Отсюда складываются основные функции семьи, среди которых основная это сформировать здоровую (физическую, психически), нравственную и интеллектуально развитую личность, которая полностью готова к трудовой, семейной и общественной деятельности.
Основные компоненты содержания семейного воспитания:
Чаще всего родители привыкли использовать стандартные методы воспитания, к которым относятся убеждение, поощрение, личный пример, наказание. Некоторые родителя стараются расширять свои познания в педагогике и дополнительно используют воспитывающие ситуации.
Кроме основных методов воспитания, в семье используются такие средства воспитания, как слово, авторитет, труд, фольклор, традиции, игры и тд.