Определение безопасности учебно-воспитательного процесса
Определение 1
Комплексная безопасность учебно-воспитательного процесса – это система мер, направленных на предупреждение и устранение угроз физическому и психическому здоровью участников учебно-воспитательного процесса
Одним словом, безопасность учебно-воспитательного процесса это сложный многогранный процесс соблюдения определенных мер и правил для сохранения жизни и здоровья воспитанников. Ответственность за безопасность несет, прежде всего, руководитель учреждения. Он регламентирует деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, создает нормативно – правовые документы по данному направлению.
Разновидности мер соблюдения безопасности
Безопасная среда
Под безопасностью учебно-воспитательного процесса принято понимать общую безопасность окружающего пространства в стенах образовательного учреждения. Для этого необходимо создать безопасные условия, в которые входят:
- Соблюдение пожарной безопасности.
- Соблюдение требований к электроприборам и электропроводки, своевременная проверка и устранение неисправностей.
- Закрепленные шкафы и кабинки и др. мебель, которые не упали бы на проходящего мимо ребенка и пр.
- Отсутствие ядовитых растений в помещениях учреждения и на его территории.
- Правильное хранение медицинских средств, моющих средств и другой бытовой химии, используемой в помещениях учреждения; нахождение в недоступном для детей месте колющих и режущих предметов, необходимых для учебно-воспитательного процесса (ножницы, иголки и т.п.)
- Наблюдение за объектами, которые могут стать опасными для детей (открытые окна, шумные перемены и пр.)
- Оборудование рабочих мест детей с соблюдением норм освещения.
- Правильная рассадка детей, подбор мебели по росту и психофизическим особенностям ребенка.
Своевременное оказание квалифицированной первой медицинской помощи, а для этого необходимо наличие аптечки со средствами первой медицинской помощи и обязательное условие нахождения медицинского работника. В настоящее время учителя и воспитатели так же обязательно должны быть проучены по правилам оказания первой помощи.
- Профилактика заболеваемости и мониторинг состояния здоровья работников и воспитанников, своевременное выявление инфекций или другой заболеваемости, своевременное наложение карантина и пр.
- Здоровьесберегающие технологии – соблюдение техники безопасности на уроках труда, физики и химии, в столярных и слесарных мастерских, проведение инструктажей с работниками и воспитанниками по соблюдению техники безопасности, соблюдение правил и норм использования информационно коммуникативных средств – ИКТ (компьютеров, интерактивных досок, проекторов и пр.)
- Формирование знаний по ОБЖ - основам безопасности жизнедеятельности и формированию навыков и потребности здорового образа жизни.
- Профилактика наркомании и токсикомании
- Профилактика правонарушений на территории учреждения и за его пределами
- Профилактика травматизма и несчастных случаев, в т.ч. детского дорожно-транспортного травматизма.
- Антитеррористическая безопасность. Сюда можно отнести меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, наличие плана действия при ЧП, своевременное обучение педагогических и др.работников учреждения по данной теме, наличие охраны. Сюда же можно отнести проведение инструктажей и бесед с родителями и воспитанниками по мерам предосторожности и по условиям собственного поведения в случае угрозы или осуществления террористического акта, наличие памяток, стендов.
- Психологическая безопасность учебно-воспитательного процесса представляет собой защищенность его личности в процессе воспитания и развития от угроз его достоинству, личностному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к себе самому, как к индивидуальности.