Воспитание детей в разных семьях


Воспитание детей в разных семьях

Семья с древних времен является важнейшим элементом общественной структуры. Она имеет длинную и многообразную историю развития. Функции семьи складывались по мере общественного развития. Каждый новый этап предполагал усложнение семейного института и расширял его функциональную роль.

Семья является особо значимым социальным институтом, что связано с его специфической ролью. Семья – это первый социальный институт, который подготавливает ребенка к последующей социализации. От того, насколько успешно будет происходить семейное воспитание, зависит дальнейшее нормальное развитие ребенка, построение им общественных взаимоотношений. Семья служит для ребенка моделью поведения, который принимается ребенком, как единство верный образец.

Замечание 1

Эффективность воспитательного процесса определяется правильной постановкой целей и задач воспитания и выбором оптимальных средств их достижения. Выбор правильных воспитательных методик определяет успешность воспитательного процесса. Однако, это еще далеко не все. Ведь, семья является специфическим институтом, воспитание в котором носит произвольный характер.

Родители могут не предпринимать никаких особых действий и средств воспитательного воздействия, а воспитательный процесс при этом будет продолжать осуществляться. Ведь сам уклад жизни семьи, ее традиции, обычаи, мировоззрение, поведение и поступки родителей влияют на воспитание ребенка.

Ранее, без семьи не виделось нормальное развитие и будущее человека. Долгое время существовали единые нормы организации семейного воспитания, формы и методы. Однако, на современном этапе развития, семейный институт изменился. Существует разнообразные типы семей, воспитание в которых отличается формами и стилями родительского поведения.

В настоящее время существует большое количество разнообразных типов семей. Они классифицируются по различным основаниям. Но самой популярной является группировка семей по уровню их воспитательного влияния на детей. В этой связи выделяют семьи, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие ребенка и семьи, чье воспитание воздействует отрицательно на формирование личностных качеств.

Благополучные семьи отлично справляются со своими воспитательными задачами и не прибегают к сторонней помощи специалистов. В их наличии имеются материальные, психологические, физиологические ресурсы, которые способствуют удовлетворению потребностей ребенка в развитии.

Семьи, имеющие отрицательное воспитательное воздействие отличаются его степенью.

Выделяют три разновидности таких семей:

  • Семьи группы риска – характеризуются отклонениями от норм организации семьи – неполная семья, малообеспеченная, многодетная;
  • Неблагополучные семьи – характеризуются низким социальным статусом и не способны в должной степени исполнять свои воспитательные функции;
  • Асоциальные семьи – характеризуются неадекватным общественным поведением – аморальным и противоправным и неучастием родителей в воспитании и развитии детей.

Помимо этой классификации, существуют еще некоторые категории семей, которые имеют свою специфику воспитания.

Специфика воспитания единственного ребенка в семье

Как правило, воспитание в семье одного ребенка сопряжено с рядом трудностей и характеризуется нарушением его последующей социализации.

Воспитание одного ребенка проводится по одному из двух путей:

  1. Излишняя опека и стремление уберечь и защитить свое чадо от всех забот и проблем. Родители опекают ребенка, направляя все свое время и ресурсы на его воспитание. Ребенок, оказывается не готовым к преодолению будущих трудностей и его самостоятельность практически не развивается. Дети в таких семьях, как правило, привыкают к чрезмерному вниманию к своей персоне и требуют ее от всех окружающих. Однако, получить это им не удается, что приводит к дисбалансу их психического развития.
  2. Малое внимание родителей по отношению к ребенку и нехватка брата или сестры для установления психического равновесия. Родители не всегда могут и желают уделять ребенку все свое время и потому, ребенок оказывается представленным сам себе, что для него оказывается сложным испытанием, сопряженным еще и проблемами в построении коммуникативных связей.

Воспитание одного ребенка, в большинстве случаев, приводит к развитию у него эгоистических качеств. Это связано с его центральным местом в семье и жизни родителей. У него нет братьев и сестер, с которыми нужно чем-либо делиться и уважать их желания и потребности.

Чтобы психические процессы ребенка развивались нормально требуется достаточное количество душевного пространства. Ребенку нужно обеспечить внутреннюю и внешнюю свободу, лишенную родительской поддержки. А единственный ребенок бывает ее лишен. Часто, неосознанно, родители навязывают ему роль образцового ребенка и требуют его полного соответствия ей. А это оказывается не всегда посильной ношей.

Особенности воспитания в многодетных семьях

Многодетная семья характеризуется тем, что родители не всегда имеют достаточное количество всех видов ресурсов для полного удовлетворения всех детских потребностей. При этом, важное значение имеет, как финансовое благополучие семьи, так и временной фактор – количество времени, которые родители затрачивают на развитие каждого ребенка.

С другой стороны, ребенок с детства приучается к дисциплинированности и порядку, уважению чужих потребностей и желаний, оказанию помощи другим людям. Такие дети не становятся эгоистами и вполне способны к построению социальных контактов. У них развиваются все необходимые нравственные качества личности.

Однако, психическое развитие подвержено нарушениям развития, связанным с ревностью, обидой, чувством собственной ущербности и ненужности.

Характерные особенности воспитания детей в неполных семьях

Отсутствие в семье одного из родителей всегда отрицательно сказывается на воспитании. Для ребенка оказывается ударом развал семьи, независимо от их причин.

Дети чувствуют себя ненужными и отвергнутыми, поскольку отец от них отказался, а мать неспособна уделять достаточное количество времени и внимания ребенку из-за необходимости заниматься финансовым обеспечением семьи.

Ребенок видит положительный пример полных семей сверстников и друзей и испытывает зависть и желание жить также.

Для нормального развития ребенка, следует обеспечить ему регулярное общение с отцом и его участие в воспитании. Кроме того, ребенку нужно объяснить, что распад семьи не связан с ним, поскольку, в большинстве случаев, дети винят в этом себя.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :