Виды педагогической культуры коллектива


Виды педагогической культуры коллектива

Педагогическая культура в коллективе складывается на основе культуры каждого члена коллектива, определяемого его стилем преподавания, уровнем мастерства, профессионально значимыми личностными качествами, педагогической этикой.

Виды культуры в педагогическом коллективе

В современной науке рассматриваются несколько видов культуры в педагогическом коллективе: организационная, коммуникативная, культура межличностных отношений.

Организационная культура в педагогическом коллективе может считаться традиционной, это относится и к коллективу педагогов, и к коллективу обучающихся.

Атрибуты организационной культуры в советское время были более заметны и очевидны: во взрослом коллективе были Доски почёта, в школьном коллективе вымпелы, почетные знамена и прочие символы, переходящие от класса к классу, от звена к звену, от ступени к ступени.

В прежние времена проводились коллективные дела: сбор макулатуры. В настоящее время традиции прошлых лет актуализируются и в современных коллективах устраивают сбор батареек, пластиковых бутылок. Только сейчас эти отходы приносят из дома в школу (а не собирают, бегая по квартирам), в которой организуется сборочный пункт, при этом ведется подсчет собранного, отмечается вклад каждого класса, устанавливается победитель, и его награждают кубком или походом в кино.

Участие в коллективных мероприятиях школы всего состава осуществляется на Дне здоровья, как правило, с выездом на природу, или в игре «Зарница».

Замечание 1

Подобного рода мероприятия позволяют осознавать себя каждому участнику частью коллектива, проявить личностные качества на пользу класса или школы, сплотиться, осознать личностную значимость для коллектива и наоборот.

Коммуникативная культура направлена на предотвращение конфликтов, как в детском, так и преподавательском коллективах.

Умения личности быстро устанавливать контакт с окружающими, создавать приятное впечатление о себе, ощущать настроение окружающих – все это позволяет создать ситуацию успешной коммуникации.

Акцентирование внимания на общих деятельностных задачах также способствует успешному взаимодействию членов коллектива.

Искренняя заинтересованность в другой точке зрения также позволяет избежать конфликтной ситуации.

Основой успешного взаимодействия в педагогическом коллективе является самопознание, самонаблюдение, саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

Формы, которые помогают наладить коммуникацию, в педагогическом коллективе: тренинги, индивидуальные беседы, сознательное развитие в себе нового отношения к предмету речи и к человеку, чтобы избегать безапелляционности в высказываниях.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе формируются на основе коммуникации. По результатам некоторых исследований, уровень развития межличностных отношений в современных педагогических коллективах крайне низкий или ниже среднего.

Замечание 2

Данный показатель крайне важен, в связи с тем, что взаимоотношения в педагогическом коллективе влияют на качество образования, воспитания и развития обучающихся.

Критериями сформированности межличностного общения в педагогическом коллективе являются:

  1. Мотивация профессионального взаимодействия,
  2. Ценности общения,
  3. Устойчивость интересов в работе с детьми.

Для решения проблемы низкой культуры педагогов необходима система работы для получения коммуникативного опыта преподавателем, который повлияет на развитие личностных качеств: лекции, психодрама, дискуссии, упражнения. Данные приемы помогают проанализировать свои качества, определить недостающие, научиться конструктивно вести себя во время конфликта.

Благодаря этому формируются навыки межличностного общения, закрепляются и развиваются в ходе реального межличностного взаимодействия.

Коллектив ДОО

По мнению некоторых исследователей, культура педагогического коллектива дошкольной образовательной организации целиком и полностью зависит от личности руководителя.

Основная цель работы руководителя в ДОО – это организация образовательного процесса в соответствии с новым стандартом (ФГОС) и создание творчески организованного, сплоченного коллектива для их реализации совместно со старшим воспитателем.

Для управления и создания педагогического коллектива руководитель должен осуществлять деятельность в направлении педагогики, психологии, организационно-хозяйственной, менеджмента управления.

Для успешного функционирования коллектива ДОО в соответствии с требованиями культуры руководитель должен обладать следующими качествами:

  • Адекватно относиться к критике, не мстить,
  • Быть объективным, не выделяя группировки,
  • Уметь выслушать и корректно подсказать,
  • Организовывать взаимодействие родителей, воспитателей и детей деликатно,
  • Уметь поддерживать хорошее настроение в коллективе,
  • Чаще делать акценты на позитивном,
  • Уметь быть справедливым, работая в условиях честной открытой конфронтации.

Коллектив СОШ

В современной школе важно уделять внимание педагогической культуре коллектива, в связи с его влиянием на качество образования.

Именно анализ качества образования в школах породил такую современную тенденцию, как слияние и поглощение более слабых школ сильными. Подобный опыт объединения привел к сложностям по причине разных корпоративных культур, что привело к явному или скрытому сопротивлению внутри коллективов.

Чтобы избежать подобных явлений коллектив должен базироваться на одних и тех же символах, традициях, ценностях (способы проведения собраний, дистанция руководства и подчиненных, манеры приветствий, портреты на стенах и т.п.)

Современные руководители школ предпочитают культуру деятельности в своем коллективе.

Благодаря особенностям и стереотипам организационной культуры могут возникать проблемы, которые руководитель зачастую ошибочно связывает с личностными качествами отдельных сотрудников.

Типы организационной культуры: семейная (долгосрочность сотрудничества), инновационная (дух новаторства и поощрение инициативы), результативная (жесткое достижение высоких результатов обучающихся), ролевая (забота о сохранении кадров, подчинение инструкциям).

Таким образом, в школах педагогическая культура коллектива определяется выбранной стратегией или моделью функционирования.

Замечание 3

В целом, педагогическая культура коллектива складывается из нескольких составляющих: личности руководителя и выбранной им стратегии формирования коллектива в соответствии со спецификой вида образовательной организации, а также личности каждого члена коллектива, его уровня мастерства, компетентности и степени развития личностных качеств.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :