Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей


Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей

Правила построения взаимоотношений между семьей и школой в воспитательных целях

Для успеха проведения воспитательного процесса ребенка требуется комплексное воздействие всех воспитательных институтов и их сотрудничество.

Суть тесного взаимодействия между школой и семьей состоит в заинтересованности обоих воспитательных институтов в исследовании личности ребенка, раскрытии природных задатков, формировании основных нравственных качеств и свойств.

Сотрудничество между школой и семьей основывается на взаимодоверии и уважении, помощи, поддержки, выдержки и терпимости по отношению друг к другу.

Таким образом осуществляется объединение усилий воспитательных институтов для обеспечения среды, необходимой для воспитания личности ребенка, его основных качеств, которые требуются ему для своевременной и эффективной социализации, самоутверждения и саморазвития личности.

Замечание 1

Основу системы взаимодействия родителей и педагогов составляют единые задачи, заботы, проблемы, ориентация на идентичный результат воспитательной работы. При этом, построение системы воспитательных взаимоотношений требует совместных усилий всего педагогического состава и всех членов семьи.

Успех воспитательного взаимодействия зависит от единого направления воспитательного процесса и опора на единые принципы всеми участниками системы воспитательного взаимодействия. Система взаимодействия строиться на основе общей стратегии и выработке тактических планов.

Взаимоотношения родителей и педагогического состава базируется на предъявлении единых требований к ребенку, на основе существующих целей и задач воспитания, а также построение системы совместной деятельности педагогов и родителей, ориентированной на достижении воспитательных задач.

Состояние ребенка, его особенности развития изучаются посредством применения методик особого рода и разработки программы развития ребенка, имеющей индивидуальную ориентацию.

Замечание 2

Взаимодействие между педагогами и родителями складывается по-разному. Это зависит от отношения родителей к важности и значимости школьного института воспитания, их жизненного уклада, уровня умственного развития, мировоззрения. В этой связи, требуется применять индивидуальный подход к построению взаимодействия с каждой семьей.

Идентичные формы сотрудничества не могут подходить каждой семье. Важно, учитывать запросы родителей, проявлять терпение к их взглядам и потребностям, постепенно приобщать к делам школы и школьной жизнедеятельности ребенка.

Основными правилами, на которых базируется взаимодействие между школой и семьей являются:

  • Уважение педагогами родителей, их воспитательных взглядов и возможностей;
  • Стремление построить союзнические взаимоотношения с родителями, не применять наставлений и назиданий в общении;
  • Основной целью построения сотруднических взаимоотношений является забота о развитии ученика;
  • Позитивный, жизнеутверждающий настрой в разрешении воспитательных проблем. Важно, ориентироваться на положительные качества ученика и сильные стороны воспитания;
  • Проявление педагогического такта. Педагоги не должны вмешиваться в семейные дела и взаимоотношения, давать непрошенных советов;
  • Исследование семей учащихся должно быть строго тактичным и целенаправленным. Важно, исключить при исследовании свои жизненные взгляды в качестве основы выводов о целесообразности и гармоничности семейного воспитания. Исследования должны быть нацелены на создание планов коррекционной работы с учащимися и родителями, построение системы просвещения родителей в вопросах воспитания.

Оказание педагогической помощи семьям

Школа является важным воспитательным институтом. Ей принадлежит основная роль в организации, как школьного, так и семейного воспитания. Чтобы построить положительное воспитательное влияние на учащихся и родителей, школа должна изменить свою деятельность, применять новые, более современные формы организации работы с родителями.

Регулирование деятельности школы, семьи и сторонних общественных организаций, связанная с воспитанием детей происходит в следующих основных организационных формах:

  • Согласование планов педагогической работы и проведения мероприятий воспитательного характера между педагогами, родителями, иными внешними объединениями-библиотеками, стадионами, медицинскими и правоохранительными органами с четким распределением обязанностей каждого участника воспитательного процесса;
  • Разработка плановых мероприятий органами школьного управления по работе с родителями и сторонними участниками воспитательного процесса, ориентированными на ознакомление с эффективными способами воспитательного воздействия и результативными приемами работы с детьми;
  • Исследование и совместный мониторинг результатов воспитательной работы, определение недостатков и разработка способов их устранения, на основе совместных усилий педагогов и родителей.

Школьные учреждения организуют работу с родителями путем опоры специально созданные для этих целей органы: родительские комитеты, ассоциации, конгрессы, ассамблеи и т.д. Такие органы имеют свой устав, фиксирующий основные цели и направления работы организации, права и обязанности участников. Такие объединения создаются для целей удовлетворения родительского контроля за каждым направлением работы школьного учреждения.



Рисунок 1.

Благодаря созданию родительских органов, они получили доступ к управлению многими школьными вопросами, участию к управлению школой. Помимо этого, родители стали получать просвещение психологического и педагогического характера, стала расти их педагогическая культура.

Родителям преподносятся различные лекции и ведутся беседы, помогающие в разрешении вопросов понимания своих детей, улучшении организации процесса общения с детьми, разрешения конфликтных ситуаций.

Замечание 3

Педагогический состав школы помогает в стремлении родителей видеть своих детей одаренными и успешными в различных направлениях жизнедеятельности. Школа помогает родителям сформировать основные духовные и нравственные качества личности ребенка, поддерживать их физическое здоровье и улучшать эстетический вкус и восприятие природной красоты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :