Для успеха проведения воспитательного процесса ребенка требуется комплексное воздействие всех воспитательных институтов и их сотрудничество.
Суть тесного взаимодействия между школой и семьей состоит в заинтересованности обоих воспитательных институтов в исследовании личности ребенка, раскрытии природных задатков, формировании основных нравственных качеств и свойств.
Сотрудничество между школой и семьей основывается на взаимодоверии и уважении, помощи, поддержки, выдержки и терпимости по отношению друг к другу.
Таким образом осуществляется объединение усилий воспитательных институтов для обеспечения среды, необходимой для воспитания личности ребенка, его основных качеств, которые требуются ему для своевременной и эффективной социализации, самоутверждения и саморазвития личности.
Основу системы взаимодействия родителей и педагогов составляют единые задачи, заботы, проблемы, ориентация на идентичный результат воспитательной работы. При этом, построение системы воспитательных взаимоотношений требует совместных усилий всего педагогического состава и всех членов семьи.
Успех воспитательного взаимодействия зависит от единого направления воспитательного процесса и опора на единые принципы всеми участниками системы воспитательного взаимодействия. Система взаимодействия строиться на основе общей стратегии и выработке тактических планов.
Взаимоотношения родителей и педагогического состава базируется на предъявлении единых требований к ребенку, на основе существующих целей и задач воспитания, а также построение системы совместной деятельности педагогов и родителей, ориентированной на достижении воспитательных задач.
Состояние ребенка, его особенности развития изучаются посредством применения методик особого рода и разработки программы развития ребенка, имеющей индивидуальную ориентацию.
Взаимодействие между педагогами и родителями складывается по-разному. Это зависит от отношения родителей к важности и значимости школьного института воспитания, их жизненного уклада, уровня умственного развития, мировоззрения. В этой связи, требуется применять индивидуальный подход к построению взаимодействия с каждой семьей.
Идентичные формы сотрудничества не могут подходить каждой семье. Важно, учитывать запросы родителей, проявлять терпение к их взглядам и потребностям, постепенно приобщать к делам школы и школьной жизнедеятельности ребенка.
Основными правилами, на которых базируется взаимодействие между школой и семьей являются:
Школа является важным воспитательным институтом. Ей принадлежит основная роль в организации, как школьного, так и семейного воспитания. Чтобы построить положительное воспитательное влияние на учащихся и родителей, школа должна изменить свою деятельность, применять новые, более современные формы организации работы с родителями.
Регулирование деятельности школы, семьи и сторонних общественных организаций, связанная с воспитанием детей происходит в следующих основных организационных формах:
Школьные учреждения организуют работу с родителями путем опоры специально созданные для этих целей органы: родительские комитеты, ассоциации, конгрессы, ассамблеи и т.д. Такие органы имеют свой устав, фиксирующий основные цели и направления работы организации, права и обязанности участников. Такие объединения создаются для целей удовлетворения родительского контроля за каждым направлением работы школьного учреждения.
Рисунок 1.
Благодаря созданию родительских органов, они получили доступ к управлению многими школьными вопросами, участию к управлению школой. Помимо этого, родители стали получать просвещение психологического и педагогического характера, стала расти их педагогическая культура.
Родителям преподносятся различные лекции и ведутся беседы, помогающие в разрешении вопросов понимания своих детей, улучшении организации процесса общения с детьми, разрешения конфликтных ситуаций.
Педагогический состав школы помогает в стремлении родителей видеть своих детей одаренными и успешными в различных направлениях жизнедеятельности. Школа помогает родителям сформировать основные духовные и нравственные качества личности ребенка, поддерживать их физическое здоровье и улучшать эстетический вкус и восприятие природной красоты.