Афазия в логопедии


Афазия в логопедии

Особенности проявления афазии, причины и виды речевых нарушений

Определение 1

Афазия представляет собой речевой дефект, связанный с частичной или полной утратой речевого функционирования, связанной с нарушением работы отдела головного мозга, отвечающего за функционирование речевого аппарата.

Особенностью этого речевого дефекта является то, что он возникает чаще всего во взрослом возрасте, или в детском, но только в случае повреждений мозга, произошедших уже после формирования речи. Речевой дефект сопровождается сбоями в работе сенсорных и двигательных процессов, что развивает психические отклонения в развитии, поскольку создает благоприятную почву для образования травм личностного характера больного.

Афазия может быть классифицирована по различным основаниям, но наиболее точной и полной считается классификация, предложенная А.Р. Лурия, выделившего шесть основных видов афазии:

  1. Афферентная моторная – связана с нарушением моторных функций речи и проявляется в невозможности осознанного произношения слов. Непроизвольное произношение оказывается успешным, а вот дача ответов на вопросы, повтор слов или звуков оказывается неосуществимой. Это происходит из-за нарушения взаимодействия между артикуляционным аппаратом и звуковыми выражениями. Артикуляционные способности оказываются нарушенными, люди не могут совершать различные языковые жесты.
  2. Эфферентная моторная – связана со сбоями в коре головного мозга, отвечающей за речевое программирование – области Брока. В результате сбоев программирования, люди оказываются не способными к соединению звуков в слова и переключению между слогами. Отдельные звуки произносить удается, но построение речи деформируется.
  3. Сенсорная – возникает в результате сбоев в работе области Вернике – верхняя височная часть мозга, находящаяся в ответе за восприятие и понимание речи на слух. Происходят сбои в фонематическом анализе устных слов. Речь не воспринимается и не осознается частично или полностью. Речь становится запутанной и недоступной для понимания.
  4. Акустико-мнестическая – связана со сбоями в функционировании слухоречевой памяти. Очень сильно проявляется забывчивость, в результате чего человек не может произнести название того или иного предмета. Это нарушение обусловлено патологией нижней височной части мозгового полушария. Речь людей становится скудной, словарный запас сокращается. При этом речь становится очень ярко эмоционально окрашенной и в основном включает глаголы.
  5. Семантическая – связана с поражением теменной области мозгового полушария. Человек, страдающий недугом неспособен ориентироваться во времени и пространстве. При этом речь они понимают, воспринимают и не имеют проблем с произношением, но построение речевых конструкций оказывается нарушенным. Они не понимают значение слов, выражающих местоположение объектов, понятие принадлежности, переносный смысл слов. У людей возникают проблемы с пересказом текстов.
  6. Динамическая – связана с нарушениями в работе головного мозга, отвечающего за моторное функционирование речи, расположенной рядом с областью Брока. Проявляется в виде сокращения речевой активности, нежелании человека вступать в коммуникативные связи. Речь оказывается очень замедленной, скудной, нарушено грамматическое построение.

Возникают ситуации одновременного нарушения работы нескольких процессов, что приводит к смешанной афазии. Например, может быть развита сенсомоторная афазия – фонематический слух нарушен и имеются проблемы с артикуляцией, в результате не воспринимается ни устная, ни письменная речь.

Возникновение афазии связано со сбоями в работе головного мозга, обусловленными различными травмами, опухолями головного мозга, инсультами, возникновением абсцессов в мозгу, заболеваниями склероза и энцефаломиелита, эпилепсии, в случае нарушения в тканевом строении мозга, различных воспалительных и инфекционных процессов.

Логопедическая коррекция при афазии

Речевое функционирования, связанное с афазией исправляется посредством проведения логопедической терапии в несколько стадий:

  1. Развитие непроизвольных, автоматизированных уровней речевой работы. Начинается на ранней стадии заболевания и предполагает применение автоматизированных речевых рядов. Предполагается постановка специальных задач, направленных на развитие контакта с пациентом, привлечение его к терапии.
  2. Более активное внедрение пациента в работу. Восстановительная коррекция приобретает новые формы и требует более активного и целенаправленного участия больного в лечении. Он должен осознать необходимость терапии и заинтересоваться в активном участии в ней.
  3. Применение полностью перестраивающих методик работы. Внимание акцентируется на сознательном усвоение способов компенсации, имеющегося дефекта.

Афазия проявляется в разных формах, а часто имеет смешанную форму, поэтому логопедическая коррекция основывается на системном подходе – приведение в норм всех, имеющихся речевых дефектов. При этом каждый вид афазии имеет свои специфические черты и требует особых задач коррекции.

При афферентной афазии необходимо восстановить артикуляционное восприятие отдельных звуков и ликвидировать литеральные парафазии, развивающиеся из-за смешивания сходных по артикуляции звуков речи.

При эфферентной афазии требуется восстановить умение делать ряд артикуляционных движений т.е. необходимо развивать способность быстрого переключения с одного звука на другой. Также требуется привести в норму линейное синтаксическое построение речевых фраз.

При сенсорной афазии необходимо осуществлять восстановление фонематического слуха, а при динамической афазии необходимо привести в норму речевое программирование и умение грамматически правильного построения речи.

Если афазия проявляется в акустико-мнестическом виде, то требуется развивать слуховую и речевую память и улучшать речевое восприятие.

При семантической афазии необходимо работать над восприятием сложных логических и грамматических речевых оборотов.

При любом виде афазии возникают вторичные расстройства, которые требуют обязательной коррекции: чтение, письмо, расширение словарного запаса, грамматического построения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :