Актуальные проблемы логопедии


Актуальные проблемы логопедии

Проблемы обследования в отечественной логопедии

В современных условиях меняются требования к системе образования в целом и к специальному образованию в частности. Педагог-логопед должен уметь работать в условиях преобразования и реформирования образовательной системы и образовательных программ, включающих применение новых информационных технологий в традиционных и инклюзивных формах специального образования, уметь работать в команде. Это приводит к усложнению логопедической работы, повышения квалификационного уровня и формирования новых профессиональных навыков, а также освоение не только своей профессиональной области знания, но и других наук, тесно взаимодействующих с логопедией: психология, педагогика, медицина.

Современные тенденции требуют формирования специалистов иного уровня, современного поколения, а классические профессиональные кадры, выпускаемые педагогическими вузами утрачивают свое значение и востребованность. Основными факторами, оказывающими влияние на потребность в новых профессионалах являются:

  • Снижение уровня рождаемости в стране;
  • Рост числа детей с ограниченными возможностями;
  • Развитие четкой системы оказания помощи детям с дефектами в развитии;
  • Непрерывное развитие интеграционных процессов во всех областях жизнедеятельности.

Мониторинг текущего состояния здоровья население показывает не утешительные результаты. Он свидетельствует о росте количества детей с врожденными речевыми и иными нарушениями развития, физиологической незрелостью, заболеваниями центральной нервной системы.

Практика логопедических исследований показывает раннее выявление речевых отклонений, однако их коррекция начинается не ранее дошкольного этапа развития т.е. 3-5 лет. В этом возрасте речевые нарушения уже являются достаточно закрепленными и тяжелее поддаются коррекции.

Замечание 1

Важной проблемой отечественной логопедии является недостаток квалифицированных кадров в логопедической отрасли, которые способны проводить логопедическую терапию детям раннего возраста. Как показывает практика, в большинстве учреждений специального назначения, созданных для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не имеют в своем кадровом составе специалистов должного уровня профессиональной подготовки. Это связано с тем, что специалисты не владеют достаточным уровнем знаний. Многие дети имеют не только речевые дефекты, но и сопутствующие нарушения двигательного аппарата, интеллектуального развития. Поэтому подготовке и переподготовке кадров в этом направлении требуется уделить первостепенное внимание.

В настоящее время, образовательный процесс требуется осуществлять на базе информационных технологий, ориентируясь на практико-направленный подход т.е. преподавать дисциплины в вузах должны специалисты широкого профиля, имеющие богатый опыт работы с детьми, имеющими речевые дефекты разного рода. Помимо этого, требуется уделять внимание самостоятельной работе студентов. Они должны делать попытки составления логопедических планов, построения коррекционных занятий, составлять персональные логопедические карты, делать логопедические заключения.

Замечание 2

Специальное образование в отечественной педагогике развивается на основе новых исследований в области структуры речевых нарушений, их механизмов, разработки новых коррекционных методик и выявления новых форм речевых нарушений. Учебные программы вузов должны включать современные исследования отечественных и зарубежных ученых в области логопедии.

Важной проблемой развития отечественной логопедии является методическая подготовка педагогов-логопедов. Важно брать во внимания современные тенденции развития образовательных систем и готовить специалистов с соответствующим данному направлению уровнем мировоззрения.

Замечание 3

Развитие теоретического и практического направления в отечественной логопедии невозможно без интеграции знаний из других областей научного знания, поскольку это помогает отыскать новые пути диагностирования речевых дефектов и структурировать конкретным образом логопедическую документацию. Стандартизация речевой документации относится к насущным и дискуссионным проблемам практической логопедии. Для решения этих проблем были введены речевые карты, которые, фактически, не повышают качества логопедической деятельности. Они содержат много ненужных данных, исключая раскрытие речевых проблем ребенка.

Важной проблемой специальной педагогики является создание научного, технологического и методического снабжения образовательного процесса. Теоретические и прикладные разработки должны осуществляться в единстве, что пока, отечественной логопедии не удается воплотить.



Рисунок 1.

Проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии

Проблема исследования общего недоразвития речи занимает умы многих ученых на протяжении нескольких десятков лет. Это проблема является особо значимой и актуальной во все времена, поскольку, дети с дефектами речи нуждаются в своевременной коррекционной терапии. Наиболее благоприятным периодом для логопедического воздействия является дошкольный этап развития.

Общее недоразвитие речи представляет собой нарушение речевого функционирования при нормальном слухе, умственном развитии и отсутствии иных отклонений в развитии. При этом происходит полное нарушение речевой системы и ее основных элементов:

  • Фонетики:
  • Грамматики;
  • Лексики;
  • Смысловой стороны речи;
  • Звуковой стороны речи.

Проблема речевого недоразвития рассматривается в логопедии в двух основных аспектах:

  1. Клиническом – нарушение речевых анализаторов различных форм, симптомов и степени проявления.
  2. Психологическом – речевые нарушения возникают под влиянием психологического фактора и могут проявляться по-разному, касаться разных элементов системы речи.

Исходя из подхода к пониманию структуры и причин речевых дефектов, применяются соответствующие подходы к их устранению и корректированию. Соответственно требуется овладение логопедом технологий и методик коррекционного воздействия.

Замечание 4

Для устранения речевых дефектов, важное значение отводится решению проблем разработки логопедических программ для детских садов и иных дошкольных учреждений. Программа детского сада основывается на системе занятий по обучению рассказыванию. Ребенка следует обучить правильно излагать свои мысли и находить точные слова и словосочетания. Здесь возникает другая проблема: применение индивидуального подхода. Каждое нарушение индивидуально. Оно зависит от общего развития ребенка, его психических, интеллектуальных, физиологических особенностей развития. Поэтому учет личных потребностей имеет важное значение для разработки эффективных логопедических программ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :