Вальдорфская система предполагает особый подход в образовании и воспитании личности, одним из основоположников которой стал Рудольф Штайнер. Известный австрийский педагог и антропофилософ считал главным духовное развитие человека, основанным на самовоспитании и саморазвитии, принципах антропософии. Делается это с помощью погружения в красоту природы и познание эстетики искусства в условиях детского сада и школы.
Приоритетом в таком подходе являются естественные стремления ученика, а со стороны учителя искреннее желание помочь и увлечь деятельностью, которой занимается сам. По мнению сподвижников и педагогов вальдорфской системы, гуманное отношение к личности ребенка и свобода в его развитии с ориентацией на его естественный интерес позволяет развивать фантазию, волю, выдержку, терпение.
А занятия искусством совместно с педагогом формируют внутренний мир ребенка. Основным принципом является подражание ребенка деятельности воспитателя в детском саду, который заинтересовывает самим процессом своей деятельности в создании поделок и т.п. Именно такое включение в творческий процесс развивает способности ребенка. Это позволяет достигать современных целей в образовании самореализации и самоопределении.
Целью вальдорфской педагогики является обеспечение взаимодействия ребенка и общества для их эффективного развития. В соответствии с современной целью обучения личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на формирование свободной, творчески мыслящей и гармонично развитой личности.
В современной России вальдорфская педагогика – актуальное педагогическое направление, представляющее нетрадиционную систему воспитания и обучения.
Принципы вальдорфской педагогики: антропоцентризм, учет возрастных особенностей ученика в учебном процессе, принцип межпредметных связей, связь семьи и школы, защита от СМИ и телевидения.
Компоненты структуры педагогической деятельности в вальдорфской школе:
Основные особенности школы:
Формы организации деятельности вальдорфской школы:
Преимуществом обучения в школе является уважительное отношение к ученику, личностно-ориентированное образование, высокая мотивация у детей, имеющиеся навыки креативно мыслить и создавать готовые продукты. На наш взгляд, принципы уважительного отношения имеет смысл внедрять в современном обществе, чтобы для выпускников школ культурные взаимоотношения в обществе не были экзотикой. Поэтому интеграция школ является актуальной проблемой.
Недостатком школы можно назвать меньший объём знаний в сравнении с традиционной школой, слабая психологическая подготовленность к жизни вне школы, отличие религиозного принципа от церкви в нашей стране, по мнению отдельных педагогов, родителей, учёных.
Основные направления:
Вальдорфская педагогика используется в коррекционной педагогике. В коррекционной группе пребывают 10-15 человек. Дети обучаются в начальной и средней школе независимо от патологии. По окончании трудоустраиваются или переселяются в вальдорфские коммуны для взрослых.
Целью таких школ является облегчение воспитательного процесса в различных сферах воспитания. Рудольф Штайнер в свое время с опорой на принципы безусловного принятия личности ребенка с патологией развивал творческие способности ребенка, благодаря чему за два года ребенок способен догнать уровень детей без патологии.
В вальдорфской педагогике дети, нуждающиеся в коррекционном обучении, получают необходимое внимание и помощь с учетом их особенностей, пользуются уважением.
Для лечения слабовидящих детей ведутся творческие занятия: шитье вальдорфских кукол, занятие танцем, занятие пением, функционирует сапожная мастерская при школе, в которой детей подготавливают жить в условиях рыночной экономики.
Педагогика поощряет развитие не только интеллектуального, социального и эстетического, но и духовного потенциала ребенка. Благодаря особенностям вальдорфской школы ученики получают равностороннее развитие в течение обучения. Таким образом, наблюдается взаимопроникновение достижений вальдорфской школы и традиционной школы в современной системе образования.