Вальдорфская система воспитания


Вальдорфская система воспитания

Общие сведения о вальдорфской системе воспитания

Вальдорфская система предполагает особый подход в образовании и воспитании личности, одним из основоположников которой стал Рудольф Штайнер. Известный австрийский педагог и антропофилософ считал главным духовное развитие человека, основанным на самовоспитании и саморазвитии, принципах антропософии. Делается это с помощью погружения в красоту природы и познание эстетики искусства в условиях детского сада и школы.

Приоритетом в таком подходе являются естественные стремления ученика, а со стороны учителя искреннее желание помочь и увлечь деятельностью, которой занимается сам. По мнению сподвижников и педагогов вальдорфской системы, гуманное отношение к личности ребенка и свобода в его развитии с ориентацией на его естественный интерес позволяет развивать фантазию, волю, выдержку, терпение.

А занятия искусством совместно с педагогом формируют внутренний мир ребенка. Основным принципом является подражание ребенка деятельности воспитателя в детском саду, который заинтересовывает самим процессом своей деятельности в создании поделок и т.п. Именно такое включение в творческий процесс развивает способности ребенка. Это позволяет достигать современных целей в образовании самореализации и самоопределении.

Целью вальдорфской педагогики является обеспечение взаимодействия ребенка и общества для их эффективного развития. В соответствии с современной целью обучения личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на формирование свободной, творчески мыслящей и гармонично развитой личности.

Замечание 1

В современной России вальдорфская педагогика – актуальное педагогическое направление, представляющее нетрадиционную систему воспитания и обучения.

Принципы вальдорфской педагогики: антропоцентризм, учет возрастных особенностей ученика в учебном процессе, принцип межпредметных связей, связь семьи и школы, защита от СМИ и телевидения.

Компоненты структуры педагогической деятельности в вальдорфской школе:

  1. Мотивация (высокая, так как нет принуждения, ограничений),
  2. Педагогические цели и задачи (развитие личности ребенка своим примером),
  3. Предмет педагогической деятельности,
  4. Педагогические средства и решения задач (в детском саду природные материалы, предметы искусства, в школе одна тетрадь и отсутствие учебников, один классный руководитель до 7 класса),
  5. Продукт и результат педагогической деятельности (предметы быта, поделки, картины, музыка и т.п.).

Основные особенности школы:

  • атмосфера теплоты, семейного уюта, искренности, взаимного уважения и доверия, в детском саду пересказывают книги детям, а не читают, наличие разновозрастных групп: старшие помогают младшим в освоении навыков гигиены, одевания, игрушки без острых углов, принцип «да» (нет говорится, когда есть опасность для ребенка или других детей, или возможной порчи вещей, предметов), принципиальное отсутствие интеллектуального развития до 7 лет, развитие творческого потенциала,
  • обучение письму и счету два года в начальной школе, обучение иностранному языку методом погружения, отсутствие сравнения с другими учениками со стороны учителя, приветствие самоценности каждого, отсутствие системы оценок, эмоциональная насыщенность учебного процесса, ритмично построенный процесс обучения (заданность темы на день, год), старшеклассники могут пользоваться учебниками по желанию и другие.

Формы организации деятельности вальдорфской школы:

  1. Учебный план ориентируется на возраст учеников,
  2. В школах основную тему на уроке изучают "эпохами",
  3. Занятие делится на части: ритмичную, рабочую и время рассказа,
  4. Обучение проходит почти без учебников, но атлас мира, художественная литература являются неотъемлемой частью обучения,
  5. Эвритмия - особое искусство движения,
  6. Гимнастика Ботмера – развивающая геометрические представления с помощью движений: вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад.
  7. Школьники участвуют в театральных постановках, организуют оркестры, занимаются живописью, рукоделием, лепкой,
  8. В отличии от стандартных школ ученики изучают эстетику и историю искусства, древние языки (латынь, греческий), стенографию, садоводство, переплетное дело.
Замечание 2

Преимуществом обучения в школе является уважительное отношение к ученику, личностно-ориентированное образование, высокая мотивация у детей, имеющиеся навыки креативно мыслить и создавать готовые продукты. На наш взгляд, принципы уважительного отношения имеет смысл внедрять в современном обществе, чтобы для выпускников школ культурные взаимоотношения в обществе не были экзотикой. Поэтому интеграция школ является актуальной проблемой.

Недостатком школы можно назвать меньший объём знаний в сравнении с традиционной школой, слабая психологическая подготовленность к жизни вне школы, отличие религиозного принципа от церкви в нашей стране, по мнению отдельных педагогов, родителей, учёных.

Направления перспективной работы в развитии вальдорфской педагогики

Основные направления:

  • обогащение существующих массовых и экспериментальных школ отдельными элементами опыта вальдорфской педагогики,
  • ведение дневника наблюдений, в который следует вносить данные об изменениях в психике ребенка, для того чтобы вовремя вносить коррективы в воспитательный процесс,
  • открытие школ свободного развития – школа вальдорфской ориентации, которые могут приобретать черты экспериментальной инновационной школы, чтобы педагоги создавали и разрабатывали положения, нетрадиционные для классических вальдорфских школ с традициями российской школы, с региональными особенностями,
  • для повышения уровня преподавания дисциплин происходит совершенствование связей вальдорфской педагогики с серьезными философскими, психологическими и педагогическими инновациями,
  • создание условий для саморазвития ученика, с правом выбора форм и методов развития,
  • введение новых программ обучения, новых предметов: «народная культура», «Экология», «Природопользование», «Музыкальный фольклор» и другие,
  • создается индивидуальная, психологически комфортная ситуация обучения и воспитания, позволяющая наиболее полно раскрыть и реализовать способности ребенка, организуется процесс постоянного поиска учеником направления деятельности для создания условий достижения им успеха,
  • предоставляется возможность выбора дополнительного образования по программе музыкальной, художественной, шахматной или цирковой школы, что позволит ребенку раскрыть и реализовать свои эстетические, интеллектуально-логические или физические задатки и наклонности.

Перспективы вальдорфской системы для коррекционной педагогики

Вальдорфская педагогика используется в коррекционной педагогике. В коррекционной группе пребывают 10-15 человек. Дети обучаются в начальной и средней школе независимо от патологии. По окончании трудоустраиваются или переселяются в вальдорфские коммуны для взрослых.

Целью таких школ является облегчение воспитательного процесса в различных сферах воспитания. Рудольф Штайнер в свое время с опорой на принципы безусловного принятия личности ребенка с патологией развивал творческие способности ребенка, благодаря чему за два года ребенок способен догнать уровень детей без патологии.

Замечание 3

В вальдорфской педагогике дети, нуждающиеся в коррекционном обучении, получают необходимое внимание и помощь с учетом их особенностей, пользуются уважением.

Для лечения слабовидящих детей ведутся творческие занятия: шитье вальдорфских кукол, занятие танцем, занятие пением, функционирует сапожная мастерская при школе, в которой детей подготавливают жить в условиях рыночной экономики.

Педагогика поощряет развитие не только интеллектуального, социального и эстетического, но и духовного потенциала ребенка. Благодаря особенностям вальдорфской школы ученики получают равностороннее развитие в течение обучения. Таким образом, наблюдается взаимопроникновение достижений вальдорфской школы и традиционной школы в современной системе образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :