Педагогика в эпоху Возрождения была готова к отделению обучения детей с разными физическими и психическими нарушениями в отдельные области, на фоне этого была отделена сурдопедагогика, возникновение которой было обусловлено работами Р.Агриколы и Дж. Кардано.
Сурдопедагогика (от слова глухой – surdus) – это наука о воспитании и обучении людей с нарушениями слуха.
Субъектом сурдопедагогики является человек со слуховым дефектом (это может быть как ребенок, так и взрослый). Согласно статистике в мире живут около 250 млн. людей с выявленным дефектом слуха, при этом стоит учитывать, что он может быть как врожденным, так и приобретённым. В России на сегодня более 600 тысяч детей до 16 лет с нарушениями слуха различной степени.
Рассмотрим структуру сурдопедагогики:
Объект данной отрасли педагогики – специальное обучение и воспитание людей с нарушениями слуха, предмет же – это практика воспитания, обучения, а также социализация.
Главная цель сурдопедагогики (общая педагогическая) – обеспечение возможности достижений максимальной самостоятельности и независимость в жизни для людей с нарушениями слуха.
Также можно выделить специфические цели сурдопедагогики – это изучение и осуществление процесса социальной адаптации, реабилитации, а также интеграции людей с нарушениями слуха на разных ступенях жизненного цикла.
Для решения выделенных целей сурдопедагогикой решаются такие задачи как:
Сурдопедагогика широко использует данные общей педагогики в отношении принципов, методов, форм, средств обучения детей с нормой развития.
В разработке программ обучения и воспитания сурдопедагогика использует следующие понятия: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины).
Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует речи, даже если существует слухопротезирование.
Тугоухость – это стойкое снижение слуха, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при определенных условиях. В отношении данного типа людей сурдопедагогика использует термин слабослышание.
Как и общая педагогика, сурдопедагогика использует ряд принципов государственной политики в области образования, к ним относятся:
В настоящее время в системе образования для людей с нарушения слуха существуют основные ступени образования: дошкольное, школьное и профессиональное. В России существуют следующие типы учреждений: