Психика – это эволюционно возникший механизм, главная цель которого обеспечение максимальной выживаемости организма и вида в процессе жизнедеятельности. Для решения этой задачи в рамках культурно-исторического процесса возникли самые разнообразные формы психической деятельности, которые должны были обеспечивать приспособительный эффект. Однако в рамках постоянно меняющихся условий биологической и социальной среды необходимы механизмы регуляции, которые отслеживали бы эффективность тех или иных форм психической деятельности и корректировали бы их.
Регуляция может иметь различную природу. Это могут быть констатирующие эмоции, оценка окружающих, самооценка личностью эффективности своей деятельности, волевые акты.
Необходимость регуляции психической деятельности заключается в следующем:
Модель универсального механизма регуляции психической деятельности была предложена Анохиным в 30-х гг. XX века.
Акцептор результата действия - психологический механизм предвосхищения, оценки и корректировки результатов при осуществлении психической деятельности в функциональных системах.
Под функциональной системой здесь понимается саморегулирующаяся система, интегрирующая деятельность ЦНС, периферийных органов и тканей для достижения приспособительного результата.
В структуру функциональной системы включаются:
На этапе афферентного синтеза в мозг поступает информация от органов чувств о состоянии внешней и внутренне среды. На основании полученной информации формулируется запрос, выражающийся в необходимости разрешения противоречии между внутренними и внешними условиями, т.е. потребность.
Принятие решения. На данном этапе личность обращается к прошлому опыту, хранящемуся в памяти, и формирует наиболее удачный способ реализации запроса, а также конкретную цель в качестве образа конечного результата своей деятельности.
Третий и четвертый этап функциональной системы осуществляются одновременно. Эфферентный синтез заключается в передаче управляющих сигналов о совершении тех или иных действий конкретным органам и тканям. Акцептор результата действия получает информацию о промежуточных результатах деятельности, соотносит ее с конечным желаемым образом цели и принимает необходимые поправки, которые оказывают влияние на процесс эфферентного синтеза. Данный этап продолжается до тех пор, пока желаемый результат не будет достигнут, либо пока его достижения, с точки зрения субъекта, не станет невозможным.
На последней стадии осуществляется оценка полученного результата, по итогам которой личность получает либо положительное эмоциональное подкрепление, в случае достижения результата, либо негативное. После данного этапа функциональная система распадается.
Например, при попадании в такую стрессовую ситуацию, как публичное выступление, личность получает информацию о величине и настроении аудитории, а также о своем внутреннем состоянии. На основании этой информации может быть сформулирован запрос о необходимости сдерживать волнение для успешного выступления. Это становится целью функциональной системы. В процессе выступления личность сознательно или неосознанно отслеживает собственную мимику, жесты, интонацию голоса, сопоставляет с реакцией публики и принимает решение о необходимости внесения корректировок в свое поведение. Когда выступление закончится, будет оценен конечный результат. В зависимости от оценки личность либо испытает радость и восторг от успешно выполненной деятельности, либо чувство опустошения и уныния от неудачи.