Законы психической деятельности


Законы психической деятельности

Одна из основополагающих задач, стоящих перед психологической наукой – это изучение законов психологической деятельности. Рассмотрим особенности следующих из них:

  1. психофизические законы
  2. законы научения
  3. законы восприятия

Психофизические законы

Закон Вебера. В 1729 году французский физик Пьер Бугер установил в процессе изучения физической яркости предмета, что дифференциальный порог яркости, необходимый для минимального различения, примерно пропорционален уровню фоновой яркости. Через сто лет после данного открытия уже немецкий психофизиолог Эрнст Вебер получил в своих опытах те же данные, а также обобщил их в виде общего эмпирического закона, получившего название относительного дифференциального закона или дроби Вебера. В зависимости от источника ощущения (звук, свет, вес и т.д.) величина дроби будет разной. Так, для различения звука по высоте она составит 0,003, а для яркости – 0,03. Закон Вебера оказал сильное влияние на последующее развитие психофизики.

Закон Джексона был открыт на рубеже XIX и XX веков английским неврологом Джоном Джексоном. Закон гласит: степень и скорость расстройства психической функции прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Это означает, что когнитивные функции, появившиеся в ходе эволюции последними, поражаются при заболевании первыми. Это справедливо в том числе и для выученных форм поведения.

Закон Фехнера носит название основного психофизического закона. Он представляет собой эмпирическую закономерность, выражающуюся в том, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В 1860 году Фехнер разработал способ определения величины ощущения посредством подсчета пороговых единиц. На основании закона Вебера он смог вывести математическую формулу измерения ощущений. Согласно данному закону возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Законы научения

Закон Йеркса-Додсона был сформулирован в 1908 году на основе опытов на крысах. В центре изучения стояла проблема мотивации. Ученые установили, что зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией, а также уровень мотивации связан обратной зависимостью с степенью сложности задачи. Таким образом чем труднее для человека задача, тем меньше степень замотивированности.

Замечание 1

При исследовании запоминания был открыт закон Йоста, который касался запоминания бессмысленного вербального материала. Адольф Йост выяснил, что при равной вероятности воспроизведения более старая информация медленнее забывается и требует меньшего числа повторений для доучивания. Однако этот закон также действует, если информация буде важна для человека и будет носить осмысленный характер.

В конце XIX века французский психолог Рибо сформулировал закон регрессии или обратного «развития памяти». Рибо изучал больных с прогрессирующей амнезией, а также пожилых людей с возрастным снижением памяти. Он установил, что во всех случаях разрушение памяти протекает всегда в одном и том же порядке. Сначала из памяти уходят недавние события, затем все, что связано с умственной деятельность человека. На следующем этапе происходит регрессия чувствования и привычек. Заканчивается процесс распадом инстинктивной памяти. В тех редких случаях, когда возможно восстановление памяти, происходит обратный процесс «собирания» всех блоков памяти.

Законы восприятия

Среди законов восприятия можно назвать закон Блоха. Суть закона сводится к следующему: субъективная яркость воспринимаемой глазом короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности и длительности стимула. В частности, сила воздействия слабого луча может достичь такого же эффекта, как и яркая кратковременная вспышка, если воздействовать им долгое время.

К этому виду законов также можно отнести закон Эммерта, который гласит: видимая величина последовательного образа меняется прямо пропорционально удаленности проекционного экрана, на котором он рассматривается. Действие этого закона основывается на работе перцептивных механизмов, которые обеспечивают константность видимых размеров при восприятии реальных объектов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :