Закономерности психической деятельности


Закономерности психической деятельности

Нейропсихологическая основа психической деятельности

Психика существует на основе материального субстрата – головного мозга, который переживает свое развитие и перестройку в процессе онтогенеза. Наибольшую роль в психической деятельности играет кора больших полушарий. Развитие коры происходит в рамках двух процессов – морфогенеза и функциогенеза.

Определение 1

Морфогенез – созревание и развитие головного мозга и его составных структур в рамках онтогенеза.

Определение 2

Функциогенез – функциональное развитие мозга и расширение его возможностей.

Реализация этих процессов обуславливает спиральный характер взаимосвязей между психикой и мозгом. Для появления тех или иных психических функций требуется материальная база в виде нейронных структур, в тоже время реализация и развертывание функций приводит к усложнению анатомической структуры мозга, установлению новых связей между различными образованиями внутри него. Одного только анатомического созревания недостаточно для полноценного созревания психики, без активного взаимодействия с окружающей средой и социумом уровень психической деятельности будет достаточно низким.

Закономерности функционирования психики

Выделяют следующие закономерности психической деятельности:

  • Неравномерность и гетерохронность
  • Неустойчивость развития
  • Сензитивность
  • Кумулятивность
  • Дивергентность и конвергентность

Неравномерность психической деятельности заключается в нелинейном характере реализации той или иной психической функции. В процессе своего осуществления психическая функция претерпевает периоды развития, спада и плато. В тоже время неравномерность присутствует в рамках не только одной психической функции, но и между развитием и реализацией разных функциональных систем, что называется гетерохронностью.

Неустойчивость проявляется в том, что психика переживает кризисные периоды, характеризующиеся наличием внутреннего противоречия между потребностями и объективными возможностями человека. Критические периоды характеризуются состоянием высокой неопеределенности, значительными эмоциональными переживаниями, усиленной поисковой активностью, и могут стать в случае неблагоприятного развития кризиса основой для формирования невротических и психических расстройств. Однако разрешение кризисов – это необходимый путь развития психики.

Сензитивность проявляется в наличии избирательной чувствительности к отдельным видам внешних воздействий в зависимости от индивидуальных особенностей личности или этапов ее развития.

Замечание 1

Например, возраст с полутора до трех лет является сензитивным периодом для развития речи. В данное время ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, усвоению ее фонетической, семантической и грамматической структуры.

Психическая деятельность базируется на накопленном опыте личности, при этом прошлый опыт трансформируется и меняет свое содержание. Процесс кумуляции создает необходимые условия для последующей дифференциации психической деятельности, выделения новых форм психической активности на основании уже существующих. Без дифференциации невозможна интеграция, которая представляет собой установление связей между выделившимися формами психической деятельности на качественно новом уровне.

Две противоположные тенденции направленности психической деятельности – конвергенция и дивергенция. Дивергенция заключается в активизации поисковой активности, увеличении числа объектов, попадающих в поле внимания, генерации новых потребностей, идей, ценностей. Конвергенция, напротив, обеспечивает целенаправленность личности, способствует иерархиезации мотивов и целей, приводит к сосредоточению внимания на одном объекте.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :