Предметное восприятие


Предметное восприятие

Понятие о предметном восприятии

Восприятие связано с различными формами проявления человеческой психики, являясь одним из познавательных процессов. Первичное восприятие всегда предметно, потому что позволяет осознавать чувствами конкретный предмет или явление. Совокупность ощущений, которые возникают при отражении предметов, наличие знаний и представлений о нем, можно назвать предметным восприятием. Для того чтобы произошло узнавание предмета, активизируются различные процессы: внешнее раздражение органов чувств, движение глаз, ощупывание предметов, произнесение звуков, подключаются мыслительные процессы с возникновением предположений о малознакомом предмете. С помощью речи человек констатирует результат восприятия, обозначая предмет словом.

Восприятие предмета происходит с помощью органов чувств (анализаторов): осязание, зрение, вкус, обоняние и слух, пополняя опыт человека (например, едущая в темноте машина со светящимися фарами) или с помощью информации о предмете в пространстве, времени (например, лампа).

Определение 1

Предметное восприятие, или перцепция (от лат. perceptio — представление) – процесс отражения в сознании человека признаков и явлений, позволяющий объективно рассматривать предметы и явления внешнего мира, не связанных друг с другом, создающий целостный образ для оперирования им.

Функции предметного восприятия:

  • ориентирование в деятельности,
  • регулирование поведения.

Для предметного восприятия важен не вид предмета, а его практическое назначение и его свойства, поэтому предметное восприятие обусловлено ситуацией.

Для того чтобы произошел процесс восприятия, мозг человека должен активно действовать. Если предмет человеку незнаком, то он производит максимальное количество мыслительных операций для быстрого понимания его признаков и правильной классификации этого предмета.

Из истории исследования восприятия

Если обратиться к истории изучения восприятия, то наиболее изученным является зрительное восприятие предмета.

Интересным наблюдением в связи с изучением предметного восприятия глазами являются иллюзии, возникающие при определенных условиях действительности (изображенной с помощью штриховки или реальной - объекты НЛО).

Существует такая точка зрения, берущая свои истоки со времен Гегеля, что восприятие предмета связано с рефлексией, когда представление о предмете гораздо глубже, чем простое его созерцание.

Предметное восприятие позволяет в нем видеть всеобщее, а не единичное, поэтому это процесс познания.

Особенности предметного восприятия

Существует мнение о предметном восприятии как репродуктивном способе действия человека, то есть целостного отображения предмета без его преобразования, осознания или воссоздания спонтанно. Поэтому зачастую человек воспринимает предмет или явление, которые на поверхности, без осмысления его сущности. Обратная ситуация — творческое преобразование действительности при утрате репродуктивного восприятия является признаком патологии, и наоборот.

Различают четыре стадии предметного восприятия:

  1. Обнаружение предмета.
  2. Различение его от других предметов.
  3. Идентификация с классом подобных предметов или явлений.
  4. Опознание основывается на ранее имеющемся опыте о предмете.

В связи с этим определяются свойства восприятия:

  1. целостность, когда человек видит целостный образ предмета. Например, если человек рассматривает с большого расстояния дерево, то оно воспринимается как маленькое, однако можно определить его породу, форму, поэтому в этом случае не важна величина предмета, так как смотрящему достаточно для восприятия предмета его видеть и осознавать, что это конкретное дерево, несмотря на его размер, уменьшенный расстоянием, или иначе.
  2. категориальность, когда человек воспринимает совокупность признаков, благодаря которым предмет относится к тому или иному классу предметов. Например, цветной мяч – класс предметов для детских игр.
  3. константность, когда человек воспринимает формы, цвета, величины предмета как постоянные. Например, дома могут напоминать квадрат или треугольник.
  4. структурность, когда человек воспринимает обобщенную структуру явления. Например, видя машины, люди различают автобус и троллейбус, хотя оба вида транспорта могут быть разных фирм, выполнять различные функции, благодаря своим приспособлениям.
  5. осмысленность, когда человек познает при восприятии сущность предмета.
  6. избирательность, когда человек выделяет конкретный объект в сравнении с другим. Например, в библиотеке студент выберет новую книгу среди старых и новых изданий как очевидно качественную и современную, обратив внимание на год издания.

На восприятие предмета влияет общее представление человека об образе мира.

Предметным восприятием можно назвать и подсознательное восприятие, так как оно основывается на первичном опыте восприятия предмета без участия сознания. Когда эта познавательная информация о предмете накапливается, то влияет на поведение человека.

Замечание 1

Таким образом, процесс предметного восприятия не является врожденным явлением, это полностью процесс познания действительности и приобретенного опыта на протяжении жизни человека, однако основой этого психического процесса являются некоторые врожденные свойства нервных клеток головного мозга. Сложность процесса предметного восприятия вызвана системой действий, которые включены в определенную деятельность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :