Восприятие связано с различными формами проявления человеческой психики, являясь одним из познавательных процессов. Первичное восприятие всегда предметно, потому что позволяет осознавать чувствами конкретный предмет или явление. Совокупность ощущений, которые возникают при отражении предметов, наличие знаний и представлений о нем, можно назвать предметным восприятием. Для того чтобы произошло узнавание предмета, активизируются различные процессы: внешнее раздражение органов чувств, движение глаз, ощупывание предметов, произнесение звуков, подключаются мыслительные процессы с возникновением предположений о малознакомом предмете. С помощью речи человек констатирует результат восприятия, обозначая предмет словом.
Восприятие предмета происходит с помощью органов чувств (анализаторов): осязание, зрение, вкус, обоняние и слух, пополняя опыт человека (например, едущая в темноте машина со светящимися фарами) или с помощью информации о предмете в пространстве, времени (например, лампа).
Предметное восприятие, или перцепция (от лат. perceptio — представление) – процесс отражения в сознании человека признаков и явлений, позволяющий объективно рассматривать предметы и явления внешнего мира, не связанных друг с другом, создающий целостный образ для оперирования им.
Функции предметного восприятия:
Для предметного восприятия важен не вид предмета, а его практическое назначение и его свойства, поэтому предметное восприятие обусловлено ситуацией.
Для того чтобы произошел процесс восприятия, мозг человека должен активно действовать. Если предмет человеку незнаком, то он производит максимальное количество мыслительных операций для быстрого понимания его признаков и правильной классификации этого предмета.
Если обратиться к истории изучения восприятия, то наиболее изученным является зрительное восприятие предмета.
Интересным наблюдением в связи с изучением предметного восприятия глазами являются иллюзии, возникающие при определенных условиях действительности (изображенной с помощью штриховки или реальной - объекты НЛО).
Существует такая точка зрения, берущая свои истоки со времен Гегеля, что восприятие предмета связано с рефлексией, когда представление о предмете гораздо глубже, чем простое его созерцание.
Предметное восприятие позволяет в нем видеть всеобщее, а не единичное, поэтому это процесс познания.
Существует мнение о предметном восприятии как репродуктивном способе действия человека, то есть целостного отображения предмета без его преобразования, осознания или воссоздания спонтанно. Поэтому зачастую человек воспринимает предмет или явление, которые на поверхности, без осмысления его сущности. Обратная ситуация — творческое преобразование действительности при утрате репродуктивного восприятия является признаком патологии, и наоборот.
Различают четыре стадии предметного восприятия:
В связи с этим определяются свойства восприятия:
На восприятие предмета влияет общее представление человека об образе мира.
Предметным восприятием можно назвать и подсознательное восприятие, так как оно основывается на первичном опыте восприятия предмета без участия сознания. Когда эта познавательная информация о предмете накапливается, то влияет на поведение человека.
Таким образом, процесс предметного восприятия не является врожденным явлением, это полностью процесс познания действительности и приобретенного опыта на протяжении жизни человека, однако основой этого психического процесса являются некоторые врожденные свойства нервных клеток головного мозга. Сложность процесса предметного восприятия вызвана системой действий, которые включены в определенную деятельность.