Для адаптации к условиям среды и выживания, человеку требуется устойчивый канал связи с окружающим миром, который будет обеспечивать его информацией о происходящем вокруг. Эту роль выполняет психический процесс восприятия.
Восприятие – это познавательный психический процесс, в рамках которого происходит целостное отображение объектов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Процесс восприятия реализуется на базе сенсорных систем – рецепторов, чувствительных к определенным типам раздражителей, и органов чувств, обеспечивающих воздействие раздражителя на рецептор. Традиционно выделяется пять органов чувств – глаза, уши, нос, язык и кожа, однако рецепторов, передающих в головной мозг информацию о сигналах из внешней и внутренней среды организма, значительно больше.
Помимо пяти привычных чувств, выделяют также температурную чувствительность, которая дает информацию как о температуре окружающей среды, так и внутри организма, вестибулярную чувствительность, которая сигнализирует о положении тела в пространстве и участвует в координации движений, проприоцепцию, информацию от мышечных волокон, ноцицепцию – болевую чувствительность и т.д.
Восприятие не ограничивается простым отражением входящих стимулов. В отличие от ощущения, восприятие включает в себя мыслительные процессы, итогом которых становится целостный образ объекта, синтезированный на основании отдельных ощущений, а также предположений о его структуре и взаимосвязи между его элементами. Более того, в процессе психического развития человека, восприятие преобразуется в специально организованную перцептивную деятельность, которая имеет свои мотивы, действия по изучению объекта (его ощупывание, осматривание, проба на вкус и т.д.) и конечную цель.
Содержание и конечный итог восприятия определяются его свойствами. Принято выделять следующие свойства:
Предметность отвечает за способность восприятия отражать реальный мир не в качестве синкретической палитры отдельный свойств (красок, запахов, линий, звуков и т.д.), а в виде отдельных объектов. С одной стороны, предметность является естественно-биологических свойством восприятия, так как ей обладает не только человек. С другой стороны, она не врожденная и требует определенной тренировки.
За способность объединять отдельные ощущения в единый образ отражаемого объекта отвечает целостность восприятия. При этом целостность не только выделяет объект из окружающего мира, она позволяет усматривать составные части этого объекта, а также некоторые его свойства.
Представленность составных частей объекта, а также взаимосвязей между ними, обеспечивает такое свойство, как структурность. В определенном смысле структурность выходит за рамки непосредственного восприятия, так как происходит определенное отвлечение от конкретной воспринимаемой информации и выделение тех ее стержневых элементов, которые представляют самую ее суть и создают возможность для узнавания.
Константность отвечает за постоянство определенных величин и параметров воспринимаемых объектов. Это свойство проявляется при сравнении разных объектов между собой, обеспечивая постоянство мер - веса, размера, температуры, цвета и т.д. Кроме того, благодаря константности личность воспринимает объект в изменившихся условиях, например, при удалении или смене освещения, как тот же самый, а не как новый объект. Данное свойство требует определенной тренировке и жизненного опыта, оно позволяет компенсировать погрешности, вызванные также несовершенством наших органов чувств.
Взаимосвязь восприятия с мышлением наиболее полно раскрывается через такое свойство, как осмысленность. Осмысленность предполагает не простое восприятие объекта, во всей полноте его сенсорных проявлений, а категоризацию воспринятого образа. Он соотносится с ранее воспринятыми объектами, сравнивается с ними по набору существенных качеств или функционалу, в зависимости от задачи перцептивной деятельности личности.
Обобщенность восприятия регулирует категоризацию отображаемых объектов. Она формируется через образования сенсорных эталонов, моделей, с которыми сравнивается воспринимаемый объект, и причисляется к определенной закрепленной в опыт группе объектов – понятию. Важную роль в обобщении играет обозначение категорий объектов словом.
Избирательность восприятия влияет на более яркое, отчетливое представление тех или иных стимулов внешнего мира из общей их массы в сознании. Избирательной восприятия формируется на основании прошлого опыта человека, либо под влиянием ситуационных целей. Профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на личность в целом, в том числе она специализирует восприятие под фокусировку на определенных сторонах отражаемых объектов. Так, для музыканта будет важна мелодичность, высота, тон человеческого голоса, для логопеда – четкость и правильность произношения, а для психолога содержание речи и соответствие вербальных и невербальных сторон сообщения. С другой стороны, общаясь с человеком в рабочей ситуации, на вечеринке или в домашней обстановке мы будем выделять в его поведении разные моменты.
Экспериментально-психологическое исследование восприятия является одной из неотъемлемых задач психологической науки. Прежде всего она реализуется в рамках возрастной психологии, при изучении уровня развития восприятия у детей в процессе онтогенеза. Своевременное выявление нарушений в развитии восприятия позволяет провести психокоррекционные мероприятия, для компенсации неравномерности психического развития.
Для исследования восприятия можно использовать следующие методики: