Восприятие - это психическая функция субъективного отображения объективно существующей реальности, а также внутренней жизни индивида при помощи сенсорных систем.
Исследование восприятия осуществляется, преимущественно, в двух направлениях: диагностика уровня его функционирования и выявление особенностей психологического механизма обработки и представления воспринятой информации.
Клинические методы исследования направлены на выявление уровня сохранности функций восприятия у личности и используются чаще всего при медицинских обследованиях. В качестве итога клинического исследования может быть выявление различных агнозий.
Агнозия - это нарушение различных видов восприятия при сохранении чувствительности и сознания.
Все клинические методы можно разделить на две большие группы:
В рамках первой группы можно выделить методики изучения тактильной и болевой чувствительности, с помощью игл, жестких ворсинок и т.д., изучение аудиальной чувствительности и определение слухового порога с помощью аудиометра, исследование зрительного восприятия при помощи методики "Классификация предметов" предложенной Е. Ф. Бажиным.
Для изучения комплексных процессов используются таблицы Поппельрейтера, представляющие наложенные друг на друга изображения предметов, и матрицы Равена - для диагностики визуального восприятия; таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой - при изучении возбудимости индивидов с органическими поражениями ГМ; тахистоскопический метод - для изучения слухового восприятия.
В рамках психологических исследований для изучения восприятия применяется широкий арсенал методик включающий в себя как классические методы внешнего и внутреннего наблюдения, за протеканием процесса, так и экспериментальные, тестовые, проективные методики.
Одной из важнейших задач психологического исследования восприятия, является изучение возрастной динамики развития данного процесса. Для выявления уровня сформированности восприятия у детей могут использоваться следующие методики:
Другое направление исследования восприятия связано с раскрытием закономерностей оценки воспринятого материала, встраивания его в систему внутреннего опыта личности, присваивания воспринятым стимулам личностных смыслов и соотнесения их с ранее воспринятыми объектами. Одними из наиболее значимых методик для исследования данных процессов являются семантический дифференциал Ч. Осгуда и методика репертуарных решеток Келли.
Обе методики предполагают оценку испытуемыми стимульного материала по биполярным шкалам, которые задаются экспериментатором или формируются самими респондентами. Группировка оценочных шкал при помощи факторного или кластерного анализа данных позволяет выявить ведущие тенденции при оценке предложенного стимульного материала, его устойчивые связи с аффективными проявлениями личности, когнитивными установками.