Методы исследования восприятия


Методы исследования восприятия

Определение 1

Восприятие - это психическая функция субъективного отображения объективно существующей реальности, а также внутренней жизни индивида при помощи сенсорных систем.

Исследование восприятия осуществляется, преимущественно, в двух направлениях: диагностика уровня его функционирования и выявление особенностей психологического механизма обработки и представления воспринятой информации.

Клиническое исследование восприятия

Клинические методы исследования направлены на выявление уровня сохранности функций восприятия у личности и используются чаще всего при медицинских обследованиях. В качестве итога клинического исследования может быть выявление различных агнозий.

Определение 2

Агнозия - это нарушение различных видов восприятия при сохранении чувствительности и сознания.

Все клинические методы можно разделить на две большие группы:

  1. Методики для изучения сохранности деятельности сенсорных анализаторов.
  2. Методики для изучения сохранности комплексных процессов восприятия, затрагивающих несколько анализаторов.

В рамках первой группы можно выделить методики изучения тактильной и болевой чувствительности, с помощью игл, жестких ворсинок и т.д., изучение аудиальной чувствительности и определение слухового порога с помощью аудиометра, исследование зрительного восприятия при помощи методики "Классификация предметов" предложенной Е. Ф. Бажиным.

Для изучения комплексных процессов используются таблицы Поппельрейтера, представляющие наложенные друг на друга изображения предметов, и матрицы Равена - для диагностики визуального восприятия; таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой - при изучении возбудимости индивидов с органическими поражениями ГМ; тахистоскопический метод - для изучения слухового восприятия.

Экспериментально-психологические методики

В рамках психологических исследований для изучения восприятия применяется широкий арсенал методик включающий в себя как классические методы внешнего и внутреннего наблюдения, за протеканием процесса, так и экспериментальные, тестовые, проективные методики.

Одной из важнейших задач психологического исследования восприятия, является изучение возрастной динамики развития данного процесса. Для выявления уровня сформированности восприятия у детей могут использоваться следующие методики:

  • Методика изучения особенностей восприятия, автор Т.Н.Головина. Направлена на изучение способности к целостному восприятию фигур. Предназначена для диагностики детей 5-7 лет, а также подростков с задержкой психического развития.
  • Методика исследования восприятия формы предметов, автор Л.А.Венгер. Направлена на изучение способности к соотнесению формы предмета с эталоном. Существует в двух вариантах для детей 3-х и 4-5 лет.
  • Методика “Кубики Кооса”. Направлена на изучений способностей к осуществлению действий по перцептивному моделированию. Представляет собой субшкалу в рамках детского варианта теста интеллекта Векслера. Предназначена для диагностики детей в возрасти от 5 до 16 лет.

Другое направление исследования восприятия связано с раскрытием закономерностей оценки воспринятого материала, встраивания его в систему внутреннего опыта личности, присваивания воспринятым стимулам личностных смыслов и соотнесения их с ранее воспринятыми объектами. Одними из наиболее значимых методик для исследования данных процессов являются семантический дифференциал Ч. Осгуда и методика репертуарных решеток Келли.

Замечание 1

Обе методики предполагают оценку испытуемыми стимульного материала по биполярным шкалам, которые задаются экспериментатором или формируются самими респондентами. Группировка оценочных шкал при помощи факторного или кластерного анализа данных позволяет выявить ведущие тенденции при оценке предложенного стимульного материала, его устойчивые связи с аффективными проявлениями личности, когнитивными установками.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :