Восприятие – это познавательный процесс, в рамках которого происходит не только целостное отображение объекта, при его непосредственному воздействии на органы чувств, но и выделение его структурных элементов и установление связей между ними.
Высший уровень развития восприятия представляет собой перцептивную деятельность, целью которой является изучение воспринимаемого объекта, выделение его существенных свойств и сторон, с последующим созданием интегрированного образа-шаблона, учитывающего внутренние структурные взаимосвязи данного объекта. Перцептивная деятельность не ограничивается пассивным отображением, она включает в свою структуру активную моторную деятельность, через ощупывание, движение глаз, языка, расширение ноздрей, поворот головы в сторону источника звука.
Перцептивная деятельность, равно как и деятельность предметная, имеет свою структуру, включающую потребность человека в конкретной информации от внешней среды, которая преобразуется в сенсорный мотив, формирующий итоговую цель восприятия. Затем субъектом планируется и реализуется деятельность по реализации цели, которая включает в себя как осознанные действия – фокусировку внимания на воспринимаемом объекта, так и автоматизированные навыки – глазодвигательные стратегии, мелкую моторику рук.
Понимание восприятия как познавательного процесса, находит отображение в современной науке, через представление восприятия, как вида знания, эквивалентного знанию, получаемому в процессе мышления. При этом в рамках мышления возможно оперирование понятиями недоступными непосредственному восприятию (скорость света, элементарные частицы, моральные категории), однако в процессе восприятия сознанию представлена информация, не содержащаяся в абстрактном мышлении.
Рассматривая восприятие, как познавательную деятельность, нельзя обойти стороной подходы к организации этой деятельности. С точки зрения Р. Арнхейма, исходя из взаимосвязи восприятия с мышлением, можно выделить две стороны восприятия как познания – интуитивную и логическую:
Условно процесс логического восприятия можно изобразить через последовательное решение дискурсивных противоречий, по результатам которых в логическом шаге происходит выбор одной модификации перцептивного признака. Конечным итогом данного процесса является однозначное утверждение о сущности воспринимаемого объекта, его качествах и взаимосвязях с другими объектами окружающей среды.
Логическое восприятие формируется и реализуется в рамках специальных деятельностей, требующих строгий формализованный подход к воспринимаемому объекту, однозначный и последовательный учет признаков.
Например, в процессе медицинской диагностики врач использует логический механизм восприятия, для проверки наличия или отсутствия конкретных симптомов, обладающих строго определенными характеристиками, на основании которых выдвигается вердикт в виде диагноза. Аналогичную структуру восприятия можно будет наблюдать при постановке научных экспериментов, конструкторской работе и т.д.