Классическое определение восприятия, как целостного отображения объектов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, не предполагает какого-либо анализа этих объектов или иной когнитивной деятельности. Вместе с тем, уже в первой половине 20-го века отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, А.А. Запорожцем, В.П. Зинченко утверждалась идея об активном характере процесса восприятия, его познавательном, исследовательском потенциале, проявляющемся через формирование перцептивной деятельности, совмещающей непосредственное восприятие объекта с моторными действиями по его изучению, выделению структурных частей и взаимосвязей между ними. Аналогичные идеи выдвигались и за рубежом в частности в работах Дж. Гибсона.
Современный этап развития представлений о восприятии связан с пониманием «восприятия как события». Наиболее полно данная идея раскрыта в трудах В.А. Барабанщикова, в которых освещаются два подхода к рассмотрению этого феномена: гносеологический и онтологический.
Гносеологический подход рассматривает восприятие как процесс присвоения свойств объектов и явлений окружающей действительности во внутреннее содержание субъекта – чувственный образ.
В онтологическом подходе происходит смещение предмета исследования. В качестве такового предполагается не чувственный образ и его характеристики, как итог перцептивной деятельности, а сам акт восприятия, как целостное событие, инициируемое нуждой личности в непосредственной чувственной информации.
Таким образом, с точки зрения современного когнитивного подхода, восприятие трактуется как вид знания. При этом оно не рассматривается в качестве «низшей ступени познания», в сравнении с мышлением, как предполагалось в более ранних теориях. Мышление и восприятие позиционируются как равновесные познавательные процессы – в содержании мышления могут быть представлена информация недоступная восприятию, однако в процессе восприятия на внутреннем плане сознания представлена такая информация, которая отсутствует в мышлении, не включенном в процесс восприятия.
Когнитивное восприятие, как вид знания, как специально организованная деятельность по переработке отображаемой информации подвержена воздействию стереотипов и склеек сознания, которые приводят к ошибкам в воспринимаемом образе. Большинство данных ошибок связано с формированием перцептивных шаблонов, основано на предыдущем опыте личности, из-за которого в процессе восприятия нового объекта или информации, происходящего по отработанной схеме, могут опускаться или игнорироваться его существенные свойства.
Значительная часть искажений связана с межличностным восприятием: