Когнитивное восприятие


Когнитивное восприятие

Подходы к рассмотрению когнитивного восприятия

Классическое определение восприятия, как целостного отображения объектов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, не предполагает какого-либо анализа этих объектов или иной когнитивной деятельности. Вместе с тем, уже в первой половине 20-го века отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, А.А. Запорожцем, В.П. Зинченко утверждалась идея об активном характере процесса восприятия, его познавательном, исследовательском потенциале, проявляющемся через формирование перцептивной деятельности, совмещающей непосредственное восприятие объекта с моторными действиями по его изучению, выделению структурных частей и взаимосвязей между ними. Аналогичные идеи выдвигались и за рубежом в частности в работах Дж. Гибсона.

Замечание 1

Современный этап развития представлений о восприятии связан с пониманием «восприятия как события». Наиболее полно данная идея раскрыта в трудах В.А. Барабанщикова, в которых освещаются два подхода к рассмотрению этого феномена: гносеологический и онтологический.

Гносеологический подход рассматривает восприятие как процесс присвоения свойств объектов и явлений окружающей действительности во внутреннее содержание субъекта – чувственный образ.

В онтологическом подходе происходит смещение предмета исследования. В качестве такового предполагается не чувственный образ и его характеристики, как итог перцептивной деятельности, а сам акт восприятия, как целостное событие, инициируемое нуждой личности в непосредственной чувственной информации.

Таким образом, с точки зрения современного когнитивного подхода, восприятие трактуется как вид знания. При этом оно не рассматривается в качестве «низшей ступени познания», в сравнении с мышлением, как предполагалось в более ранних теориях. Мышление и восприятие позиционируются как равновесные познавательные процессы – в содержании мышления могут быть представлена информация недоступная восприятию, однако в процессе восприятия на внутреннем плане сознания представлена такая информация, которая отсутствует в мышлении, не включенном в процесс восприятия.

Когнитивные искажения восприятия

Замечание 2

Когнитивное восприятие, как вид знания, как специально организованная деятельность по переработке отображаемой информации подвержена воздействию стереотипов и склеек сознания, которые приводят к ошибкам в воспринимаемом образе. Большинство данных ошибок связано с формированием перцептивных шаблонов, основано на предыдущем опыте личности, из-за которого в процессе восприятия нового объекта или информации, происходящего по отработанной схеме, могут опускаться или игнорироваться его существенные свойства.

Значительная часть искажений связана с межличностным восприятием:

  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы – тенденция личности воспринимать членов другой группы (общности) более однородными по их ценностям, установкам, мировоззрению и даже фенотипу, в сравнении с членами собственной группы.
  • Искажение в пользу своей группы – тенденция личности более положительно относиться к тем людям, которых он включает в состав своей группы.
  • Искажение в связи с проекцией – тенденция личности бессознательно полагать, что все люди разделяют те же ценности, установки, мотивы, мировоззрение что и она.
  • Эффект первого впечатления – тенденция бессознательно переносить ту оценку, которая сформировалась за первые минуты встречи, на все дальнейшее поведение человека.
  • Эффект ореола – тенденция к бессознательному распространению положительного или негативного отношения к человеку на все его личностные качества, поведение и окружение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :