Восприятие – это процесс целостного отражения объектов и явлений внутреннего и внешнего мира человека.
Это активный познавательный процесс, который включает в себя не только отображение воспринимаемого объекта, но и его соотнесение с понятийным аппаратом личности, а также переработку сенсорного образа, направленную на выделение существенных свойств, и абстрагирование от несущественных в рамках выполняемой деятельности. Восприятие взаимодействует не только с познавательными процессами, но и с эмоционально-волевой и мотивационной сферами личности. В результате этого определяются личностно-эмоциональные отношения к объекту перцепции, задаются цели и задачи восприятия как деятельности.
Физиологической базой процесса восприятия являются сенсорные системы организма. Сенсорная система складывается из взаимодействия анализатора и органа чувств. Каждый анализатор включает в себя три отдела. Периферийный отдел представлен рецепторами – специально организованными нервными окончаниями, чувствительными к тому или иному типу раздражителя. Проводящим отделом, являются нервные пути, которые передают информацию в виде нервного импульса от рецептора в головной мозг. Обрабатывающий отдел базируется на вторичных, третичных полях сенсо-моторной коры головного мозга. На физиологическом уровне представлено пять органов чувств:
Помимо вышеперечисленных существуют анализаторы, которые не имеют специальных органов чувств, это прежде всего внутренние анализаторы, которые отслеживают гомеостаз и состояние внутренней среды организма. Большинство данных анализаторов не имеет представленности на субъективном психологическом уровне в виде специфических ощущений, но могут проявляться в виде генерализованных чувств (жажды, духоты, голода, насыщения и т.д.)
Интегральное восприятие реальности представляет собой высшую форму развития восприятия, целостную картину окружающего мира, во всей полноте взаимосвязей между его объектами и явлениями, а также целостными представлениями о них, в которых интегрированы ощущения от всех органов чувств.
ИВР является естественным и закономерным итогом развития процесса восприятия, необходимым компонентом личности, который можно охарактеризовать как отношение к миру, мировоззрение, а также нахождение своего места и роли в этом мире. ИВР позволяет субъекту эффективно существовать в объективной реальности, легко усваивать новые стимулы и информацию, встраивая их в уже существующую систему отношений.
Большое влияние на формирование ИВР оказывают культурно-исторические особенности, ментальность социума, в котором формируется личность. Ведущую роль в данном процессе занимает язык, речь не только как система обозначений понятий и явлений окружающего мира, но и как готовая система взаимоотношений между этими явлениями, которая развивается и дополняется на протяжении всей жизни носителей данной языковой группы. Барьеры восприятия между людьми, говорящими на разных языках, заключаются не только в различной кодировке одних и тех же понятий, но и в различном подходе к способу мышления, установлению взаимосвязей и добавочных смыслов к этим понятиям.
Факты окружающей действительности, которые выходят за рамки субъективной картины мира, могут полностью игнорироваться и не восприниматься личностью, а их результаты и последствия будут интерпретироваться в рамках привычных ему понятий.
Например, авианалет, которому подверглись аборигены тихоокеанских островов, был воспринят ими как эпидемия неизвестной болезни, который за короткий срок унесла большое количество жизней.