Восприятие – это один из познавательных процессов, который представляет собой сложную высокоинтеллектуальную деятельность, в процессе которой задействованы мышление, память, воображение, эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности. Становление восприятия – это длительный процесс, который происходит в течение первой трети жизни человека, вплоть до его ранней зрелости.
На этот период приходится непосредственно возникновение процесса восприятия к концу первого месяца жизни ребенка, а также активное формирование сенсорной картины мира, усвоение сенсорных эталонов, калибровка органов чувств по отношению к разным внешним раздражителям.
Восприятие в этот период непроизвольно, тесно связано с эмоциональной сферой ребенка. Оно развивается и реализуется в рамках непосредственной манипулятивной деятельности с предметами. К концу данного периода у ребенка формируется наглядно-образное мышление как способность различать и сравнивать предметы, не взаимодействуя с ними непосредственно. Ребенок научается выделять существенные свойства предметов окружающего мира, связанные с их непосредственными функциями. Однако, восприятие все еще синкретичный и аффективный характер.
Период становления восприятия как самостоятельной деятельности. Значительную роль в этом периоде играет взаимодействие восприятия и речи. Речь помогает ребенку выделять как можно больше признаков и сторон в исследуемом предмете, а также обобщать различные предметы в обобщенные группы. Сначала это сенсорные эталоны и псевдо-понятия, а к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется собственно истинные понятия. С их помощью ребенок учится классифицировать предметы, а также узнавать объекты внешнего мира, не представленные в его индивидуальном сенсорном опыте, относя их к тому или иному классу.
В младшем школьном возрасте при поддержке взрослых ребенок овладевает таким приемом перцептивной деятельности, как анализ через синтез, который протекает по следующей схеме:
Помимо речи, значительное влияние на развитие восприятие оказывает воля. В дошкольный период благодаря мотивационно-волевой сфере формируется внешняя структура перцептивной деятельности, ребенок учится ставить познавательную цель. В младшем школьном возрасте перцептивная деятельность преобразуется собственно в учебную деятельность, ребенок усваивает специализированные навыки и приемы восприятия информации об объектах окружающего мира, а также переработки воспринятого. Акцент перцептивной деятельности переносится с визуального компонента на аудиальный, что связано с развитием слушания.
Завершающий этап формирования восприятия. Процесс восприятия интеллектуализируется, становится самостоятельной познавательной деятельностью. Подросток научается сам без поддержки взрослого формировать мотивы, ставить цели и задачи, а также подбирать средства перцептивной деятельности и работать с полученными результатами.
Сенсорная картина мира стабилизируется, фокус внимания подростка переносится с внешнего мира на внутренний, организуется процесс восприятия самого себя, своих чувств и переживаний, познания своих качеств, индивидуальных особенностей. В этом возрасте активно развивается такой метод, как рефлексия и ее итог – самооценка, происходит становление Я-концепции. Перцептивная деятельность приобретает окончательную форму своей организации, становится наблюдением.
Формирование восприятия заканчивается в юношестве. Достигнутый уровень сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни, возможны эпизодические регрессивные моменты функционирования восприятия, связанные с острыми психотравмирующими ситуациями, соматическими и психическими заболеваниями. Глубина и устойчивость регрессивных проявлений зависит от индивидуально-психологических особенностей личности и тяжести патогенного фактора.