Активное воображение


Активное воображение

Сущность воображения

Одной из самых спорных и неоднозначных высших психических функций является воображение. Часть психологов склонны не выделять воображение, считая его проявлением мышления и представления, другие же, напротив, говорят о том, что воображение - объективный феномен, своеобразный мост между чувственным опытом и разумом человека.

Определение 1

Воображение - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов.

Создаваемые в воображении образы представляют собой сложные синтетические образования, включающие в себя интеллектуальный, чувственный, эмоциональный, эмпирический компонент. В отличие от образов памяти, воображение способно создать образ того, чего еще не было. Воображение является психологической основой творчества. Воображение тесно связано с мышлением, т.к. формирующийся в сознании образ представляет собой предтечу абстрактной мысли. Связано воображение с эмоциями человека, представляя желаемое, человек лучше справляется с трудностями, такие мечты способны вывести его из гнетущих эмоциональных состояний, мотивировать его на деятельность. Тем самым воображение принимает участие в регулировании человеческого поведения.

С точки зрения Л.С. Выготского воображение выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • эмоциональную;
  • воспитательную;
  • формирующую.

Р.С. Немов считает, что воображение начинает работать в полную силу тогда, когда человек испытывает недостаток поступающей к нему информации. В связи с чем он выделяет следующие специфические функции воображения:

  • формирование образов как средство отображения действительности;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • участие в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций (с помощью образов переносить свое внимание на нужные события, через образы управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями);
  • формирование внутреннего плана действий (образ действий);
  • планирование и программирование действительности.

С физиологической точки зрения воображение связано с развитием комиссуральных структур головного мозга, т.е. со степенью взаимосвязи и обменом информацией между полушариями головного мозга. Каждое полушарие специализируется на выполнении своих определенных функций: за целостность представления отвечает правое полушарие, левое отвечает за его вербализацию, детальное представление. Актуализация нейронных связей, их распад и объединение в новые связи представляют собой физиологическую основу воображения. Однако сложность воображения и его неоднозначность дают основание предположить, что процесс воображения связан кроме того с глубоко залегающими структурами мозга.

Виды воображения. Активное воображение

Существует достаточно много способов классификации воображения. Так, Е.П. Ильин считает, что воображение можно разделить на столько видов, сколько существует видов деятельности. В зависимости от принятого критерия существуют следующие виды воображения:

  • по предмету: эмоциональное, образное, словесно-логическое;
  • по характеру образов: конкретное и абстрактное;
  • по способу активности: активное и пассивное;
  • по характеру деятельности: художественное, техническое, научное и т.д.;
  • по результатам: воссоздающее и творческое (появление качественно нового продукта).
Определение 2

Активное воображение представляет собой целенаправленное формирование образов с помощью усилий воли в том или ином виде деятельности.

Активное воображение подразделяется на воссоздающее (воспроизводящее) и творческое (преобразующее). Такое деление воображения относительно, поскольку каждый из видов воображения содержит элементы другого. Сущность воссоздающего воображения заключается в формировании новых образов на основе описания, рассказа и другой имеющейся у него информации, но эти образы не носят качественно новый характер. Это может быть собственное (с новой точки зрения) переложение прочитанного, например, при написании школьного сочинения или при создании ремейка старого фильма. Проявлением воссоздающего воображения является любая деятельность по образцу или чертежу.

Замечание 1

Творческое или преобразующее воображение всегда связано с созданием нового, чего ранее не существовало. Оно предполагает выход за рамки стандартного способа видения мира, что необходимо для любого вида творчества, будь оно художественным или техническим.

Прежде чем создать картину или литературное произведение, автор видит цельный образ, созданный с помощью активного воображения. Бывает, что воображение настолько захватывает своего творца, что он начинает испытывать те же ощущения, что и его герои, настолько погружаясь в создаваемый образ. Так, известно, что Г. Флобер, когда описывал отравление своей героини в романе «Мадам Бовари», сам почувствовал во рту вкус мышьяка.

Активное воображение в аналитической терапии

Активное воображение использовалось как один из методов в анатилической терапии. Сущность его сводилась к интроспекции, т.е. наблюдению за разворачивающимися внутренними образами.

Данный метод предложил в 1916 году швейцарский психолог К. Юнг. Он считал, что активное воображение представляет собой фантазирование, однако оно не мимолетно, как обычная фантазия, а имеет свой целенаправленный характер и для его воплощения необходимо волевое усилие. Благодаря активному воображению человек может «достать из глубин» типичные для него образы, значимые и символичные для него события, которые будут разворачиваться в сознании в соответствии с собственной логикой.

Для того, чтобы начать данный процесс, необходимо сконцентрироваться на каком-либо начальном пункте, это может быть визуальное наблюдение за каким-либо объектом, вспоминание сновидения, сюжет фильма или книги. Сосредоточение на этих образах скоро приведет к тому, что воображение начнет продуцировать собственные образы. Необходимо устранить какую-либо критику своего Я, а наблюдать за тем, как разворачиваются эти образы с максимальной объективностью, только лишь фиксируя их. В этих образах находит свое проявление бессознательное. Эти образы могут привести к возникновению потребности в их чувственном или зрительном воплощении посредством рисунка, движения, танца, игры, лепки и т.д. Из-за того что человек наблюдает за ними как бы со стороны, он лучше начинает понимать их смысл, свои желания, постигая свой архитип.

Юнг считал важным в работе активного воображения выражать созданные образы в виде рисунков, т.к. они показывают реальное психическое состояние индивида, их можно использовать для диагностики. При этом самому пациенты крайне важно периодически возвращаться к данным рисункам, размышляя над ними.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :