Рассматривая развитие теории менеджмента в России в начале XX века можно говорить о том, что ключевым направлением здесь являлся анализ и формирование мер, связанных с управлением крупными предприятиями.
В качестве основной отличительной черты теории управления на данном этапе является наличие значительного объема дешевой рабочей силы, низкий уровень заработной платы, неограниченность рабочего дня и т.д. При этом, особенности управления в дореволюционной России также связаны с особенностями работников, которые относились к категории кустарям-отходникам. По итогам работы крупных предприятий в данный период, наблюдался не только импорт технологий, но и приемов управления, что позволило обеспечить использование иностранных методов управления в нашей стране.
Основой теории управления в дореволюционный период в России является теория Ф. Тейлора, что позволило достигнуть значительных результатов в повышении качества производимой продукции и общей производительности труда персонала. Однако, наблюдалась и значительная критика применения методов данной теории, которая была обоснована низким уровнем организации производства и жизни населения, а также отсутствием законодательных гарантий в области управления.
Исследования Ф. Тейлора легли в основу развития теории А. Гастева, который адаптировал выводы, сделанные Ф. Тейлором к отечественной действительности того периода.
На основе всего вышесказанного можно говорить о том, что теория управления в дореволюционной России связана с формированием условий, которые позволят существенно повысить производительность труда.
Наиболее важными аспектами развития теории управления в 20-е годы двадцатого века, являются меры, направленные на повышение производительности труда, на основе рациональной его организации. Центральным моментом управления здесь становится формирование эффективного соотношения между теорией О. Е. Ерманского и марксизмом. В 1924 году наблюдается четкое разделение теории управления на два основных направления:
При этом наблюдается разделение управления всем народным хозяйством, а также руководства отдельным предприятием или хозяйством.
Таким образом, можно говорить о том, что в процессе развития теории управления в данный период наблюдается разнонаправленный подход к организации управления, что связано с разработкой исследователями теоретический положений относительно организации труда работников.
Рассмотрение управления, как профессии, которая опирается на достижение различных наук и пока еще одной из наиболее молодых и неравномерно развивающейся отрасли знания осложнило применение его концепций в реалиях СССР.
При четком начале формирования данной науки на основах трудов Тейлора, Вебера и Файоля уже к 30-м годам началось развивание сформировавшихся иллюзий относительно управления.
Политика рационализма управления при наличии множества достоинств, оказалась далеко не единственным и, для определенных случаев, не самым эффективным путем развития организаций.
Как реакцию на ограниченность рационализма при принятии управленческих решений можно рассматривать начало внедрения поведенческих подходов, которые основывались больше на психологических особенностях взаимодействия в организации. В итоге началась массовая выработка рекомендаций по совершенствованию:
В результате сформировалось два направления – рационалистическое и поведенческое, которые, развиваясь практически параллельно, все же конфликтовали между собой.
Рассматривая практику управления в послевоенные годы, можно говорить о наличии внимания к:
Все это привело к масштабному скачку в теориях управления. Особое значения для их развития также имели разработки компьютерных технологий и начало их внедрения на всех стадиях производства.
Все это привело к существенному усложнению как теории, так и практики управления. Наибольшее влияние на мышление управляющего аппарата в России 50-60 годов оказали идеи «постбюрократических организаций», которые позже переросли в представления предприятий, как открытых систем, активно взаимодействующих с внешней и внутренней средой и, в итоге, приспособляющихся к существующим реалиям.
Советские исследователи проблем управления говорили о том, что для некоторых ситуаций обоснованным будет применение жесткой организации и даже в некотором роде бюрократизация управления, а для других ситуаций наиболее эффективными будут обратные процессы. Таким образом, можно говорить о формировании в советский период двойственного отношения к управлению.
Для 70-х годов характерна популяризация идей «ситуационного подхода» к управлению, который доказывал правомочность и эффективности использования различных типов систем управления в зависимости от конкретных характеристик объекта управления. Именно данный подход позволил примирить революционеров управления и будущих менеджеров, которые основой развития организации считали человеческий потенциал.
Таким образом, можно говорить о том, что на всем протяжении развития теории и практики управления в России наблюдалось приверженность к той или иной концепции, а также ее реализация в существующих в тот момент экономических рамках. Все это повлекло к формированию нынешней системы и традиций управления в стране.