Система сбалансированных показателей Нортона и Каплана


Система сбалансированных показателей Нортона и Каплана

Общие положения системы сбалансированных показателей

Замечание 1

Рассматривая сущность системы сбалансированных показателей, можно говорить о том, что она представляет собой определенную систему управления, которая позволяет руководителям компаний формировать стратегические цели управления компании, а также различные оперативные планы деятельность отдельных структурных ее элементов. Также данная система позволяет проводить оценку результатов деятельности сотрудников на основе ключевых показателей, включаемых в стратегию.

Важно отметить что система сбалансированных показателей позволят с помощью различных инструментов управления компанией провести оценку эффективности деятельности на основе комплексных показателей, охватывающих практически все аспекты деятельности компании.

Концепция применения данной системы зародилась в начале девяностых годов прошлого века и развивается до сих пор. На сегодняшний день система показателей дополнена различными финансовыми и нефинансовыми показателями. Основными используемыми на практике нефинансовыми показателями являются:

  • клиентская эффективность;
  • эффективность бизнес-процессов организации;
  • эффективность процесса обучения и роста.

Таким образом, можно говорить о том, что система сбалансированных показателей сегодня включает в себя пять наиболее важных принципов, позволяющих согласовать систему управления и эффективность принимаемой и реализуемой в организации стратегии.

Принципы системы сбалансированных показателей

В основу системы сбалансированных показателей возложен ряд принципов, основными из которых являются:

  • необходимость мобилизации усилий топ-менеджмента в процессе формирования организационных изменений. Также данный принцип декларирует необходимость понимания высшим руководством предприятия необходимости изменений и формирования импульсов для их начала;
  • организация перехода стратегии на новый операционный уровень, что связано с формированием различных стратегических карт и сбалансированных систем показателей, которые отражают цели деятельности предприятия, а также учет стратегических инициатив, поступающих от персонала;
  • формирование условий для соответствия организации, что связано с наличием синергетического эффекта от деятельности всех подразделений организации;
  • перевод реализации стратегии в повседневную работу сотрудников, здесь необходимо проводить постоянное обучение, коммуникаций, создать условия для постановки целей, формирование системы вознаграждения на основе системы сбалансированных показателей;
  • превращение стратегии в непрерывный процесс управления. Таким образом обеспечивается внедрение стратегии в процессы планирования, финансирования и систему отчетности.

Представленные выше принципы системы сбалансированных показателей Нортона и Каплана позволяют говорить о том, что она является одной из наиболее развивающихся. Так, в последней книге исследователей рассматривается стратегическая карта диверсифицированных компаний, которая позволяет описать основные корпоративные ценности, приоритеты деятельности и систему отчетности.

Система сбалансированных показателей и процесс планирования деятельности организации

Рассматривая роль системы сбалансированных показателей в процессе планирования деятельности предприятия, можно говорить о том, что она позволяет существенно структурировать процесс формирования основных ценностей деятельности организации. При этом такие цели формируются на разных уровнях:

  • основные цели финансового управления – повышение экономических итогов реализации стратегии;
  • цели клиентской составляющей – описание стратегии с точки зрения целевых клиентов и потребительского предложения;
  • с точки зрения целей внутренних бизнес-процессов в систему сбалансированных показателей включаются цели, связанные с усовершенствованием самих процессов и сокращения издержек потребительских издержек в процессе предоставления коммерческих предложений клиентам;
  • цели обучения и развития включаются в стратегическую карту в связи с необходимостью обеспечения должного уровня нематериальных активов, а также формирования различных дифференцированных предложений сотрудниками организации.
Замечание 2

Рассматривая представленные цели, можно говорить о том, что финансовые и клиентские цели связаны с описанием итогов, которые компания должна достичь в процессе своей деятельности. При этом цели, связанные с внутренними бизнес-процессами, обучением и развитием представляют собой основу для дальнейшего развития организации. Также важно отметить, что именно данные цели становится стратегическими направлениями, необходимыми для баланса стратегии и учета мнений различных сторон.

Полученные в результате реализации стратегии краткосрочные финансовые результаты, связанные со снижением расходов и ростом эффективности управления операционной деятельностью, не должны отвергать наличие необходимость инвестирования в нематериальные активы. Поскольку при отказе от инвестиций в нематериальные активы невозможно увеличение долгосрочной прибыли предприятия.

Таким образом стратегические направления в системе стратегических показателей включают в себя следующие компоненты:

  • операционный менеджмент, который связан с организацией процесса производства и доставки продуктов и услуг конечным потребителям;
  • клиентский менеджмент, необходимость которого обусловлена наличием необходимости урегулирования взаимоотношений между предприятием и потребителями;
  • инновационный менеджмент, который направлен на разработку и внедрение в процесс производства новых товаров и услуг;
  • управление, связанное с необходимостью соблюдения нормативно-правовой базы, а также необходимостью принятия активного участия в процессе общественной жизни

Последней составляющей системы сбалансированных показателей являются показатели, отражающие развитие различных нематериальных активов предприятия. Необходимость данных показателей обосновывается тем, что именно нематериальные активы сегодня становятся одной из наиболее важных частей развития организации. В области данного направления стратегического планирования можно выделить:

  • показатели, отражающие развитие человеческого капитала;
  • показатели, связанные с информационным развитием организации;
  • показатели, связанные с организационным капиталом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :