Развитие менеджмента


Развитие менеджмента

Исторические периоды развития менеджмента

Возникновение менеджмента началось еще в древности, однако, при наличии постоянных изменений во внутренней и внешней среде предприятий, можно говорить о продолжении его развития и сегодня.

В истории возникновения менеджмента принято выделять три основных периода:

  • древний период;
  • индустриальный период;
  • период систематизации.

Рассмотрим данные периоды более детально, поскольку на каждом из них формировались теории, лежащие в основе современного менеджмента.

Древний период

Древний период развития менеджмента начинается с IX века до нашей эры и заканчивается в XVIIIвеке. В рамках данного периода менеджмент может рассматриваться с точки зрения наиболее простых форм организации труда, которые были характерны для первобытного общества. При этом управление реализовывалось не конкретными личностями, а всеми членами общины.

После перехода от собирательства к охоте началось зарождение новых форм управления, в основе которой лежал принцип главенства старшего в общине над более молодыми ее членами. Резкий скачок в развитии менеджмента наблюдается в Древнем Египте, где была сформирована первая управленческая система.

Одновременно с этим вопросы развития управления активно осуждались и в Древней Греции. Так, среди древнегреческих мыслителей наблюдается разделение мнений относительно основных понятий и целей управления. В качестве примера можно привести суждения Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ отмечал, что наиболее важной частью управления является выбор исполнителя той или иной задачи в соответствии с требованиями к выполнению той или иной задачи. С точки зрения Платона управления должно быть направлено только на обеспечение жизнедеятельности общества в целом, а не отдельных его составляющих.

Аристотель же говорил о необходимости управления рабами, контроля за их делами и т.д. Данный исследователь может считаться первым, кто заложил наиболее важный принцип управления – делегирование полномочий (в данном случае от владельцев к рабам, с целью освобождения времени первых).

Основу современного менеджмента заложили и древние римляне, которые в процессе решения той или иной задачи отмечали необходимость проведения контрольных мероприятий, анализа основных причин невыполнения или некачественного выполнения поставленной задачи.

Замечание 1

Таким образом, можно говорить о том, что в древний период наблюдается зарождение основных положений теории менеджмента, которые являются актуальными и на сегодняшний день.

Индустриальный период и период систематизации

Рассматривая индустриальный период развития менеджмента можно говорить о том, что здесь были систематизированы все наработки в области управления с целью создания целостной системы менеджмента.

Ее необходимость обосновывалась тем, что значительный объем ручного труда был заменен машинным. Таким образом, со стороны владельцев капитала возникла потребность в выполнении всех поставленных заданий, что позволило бы в кратчайшие сроки окупить вложенные средства.

Замечание 2

Период систематизации связан с возникновением крупных предприятий, а также новых течений и научных взглядов на процесс управления предприятием. Именно в данный период менеджмент выходит на государственный уровень. Данный период протекал с XIX века по XX век.

Таким образом, можно говорить о том, что от простого управления предприятием начался переход к управлению производством. Именно данный период является последним в хронологии развития менеджмента, поскольку после него началось активное развитие отдельных школ менеджмента, на основе которых и можно проследить дальнейшее развитие менеджмента.

Школы менеджмента

Первой исторически возникшей школой менеджмента является школа человеческих отношений, которая рассматривала социальную структуру предприятия. При этом особое внимание в рамках данной школы было сосредоточено на особенностях человеческого поведения и формировании принципов управления, в соответствии с ними. Наиболее важными принципами управления, сформированными в рамках данной школы, являются:

  • формирование системы коммуникаций между руководством предприятия и рядовыми сотрудниками;
  • организация корпоративных мероприятий;
  • поддержка различных неформальных групп в организации и т.д.

Однако, в данном подходе не учитывались различные технологические факторы, а также отсутствовал системный подход к управлению предприятием.

Следующей школой менеджмента является поведенческая школа, которая получила свое наибольшее распространение в 60-е годы двадцатого века. В рамках данной школы особое внимание уделялось вопросам повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Основными задачами данной школы являются:

  • формирование системы управления предприятием в соответствии с поведенческими особенностями человека;
  • решение проблем социальных коммуникаций;
  • изменение задач и условий организации труда и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что исследователи данной школы разработали наиболее эффективные варианты управления предприятием в соответствии с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Дальнейшее развитие менеджмента связано с школой науки управления, в соответствии с которой любые управленческие проблемы могут быть решены на основе моделирования. Таким образом, данная школа начинает «слияние» теории менеджмента с математическими науками.

В качестве основной модели управления исследователи, относящиеся к данной школе, выделяли:

  • анализ проблемной ситуации;
  • разработка модели ее решения;
  • оценка на основе количественных показателей итогов изменений, проведенных на предприятии.
Замечание 3

Представленные выше школы управления впоследствии стали основой для ситуационного и системного подхода, которые развиваются и сегодня.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие менеджмента протекало в соответствии с изменением внешней среды, в которой работали предприятия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :