Методы мотивации в менеджменте


Методы мотивации в менеджменте

Теории мотивации в менеджменте

На основе исследования и анализа научных трудов отечественных и зарубежных исследователей проблем управления, можно отметить, что значительная часть авторов изучают мотивацию работников через мотивационные теории, что приводит к необходимости их детального рассмотрения.

Исследуя информацию, представленную в различных источниках, можно отметить, что учеными выделяется две группы теорий мотивации персонала – содержательные и процессные. Первая группа связана с исследованием мотивов и мотивационных систем в работе персонала в организациях, вторая группа изучает связи мотивов и различных факторов, оказывающих влияние на уровень мотивации персонала.

Замечание 1

Общим для содержательных теорий мотивации является наличие общего признака, который побуждает человека к действию. Данным признаком выступает наличие потребности или нужды, принявшей специфическую форму согласно культурному уровню и личностью индивида.

Рассматривая процессуальные теории мотивации, необходимо говорить о том, что они включают в себя поведение людей и их восприятие конкретных ситуаций, возможные последствия тех или иных решений. В научной литературе по исследуемому вопросу выделяются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса и теория Портера-Лоулера.

Данные теории связаны с тем, что мотивационный эффект в них определяются не потребностями человека, а его мыслительным процессом, который позволяет человеку сопоставить выполнение задачи и получаемое вознаграждение. По-другому данное положение может быть сформулировано, как оценка справедливости вознаграждения относительно труда других работников. Основой для процессуальных теорий мотивации является утверждение, что сотрудник, при выполнении поставленной перед ним задачи, знает о существовании вероятности получения вознаграждения. Исследуя теорию ожидания, можно отметить наличие следующих взаимосвязей: затраты труда - результаты труда, результаты труда – вознаграждение, вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением, его субъективная ценность для индивидуума. Их формирование связано с ожиданиями достижения запланированного результата и получении ценного и желаемого вознаграждения. При отсутствии данных взаимосвязей, фактически работник перестает быть ценным для организации.

Также, немаловажным аспектом выступает наличие связей между усилиями работника и качеством им выполнения работы. Данная связь находится в зависимости от ряда факторов, среди которых выделенные ресурсы, четкость и ясность поставленной задачи перед работником, способность и возможность работника выполнить определенный вид работы. Однако, работник должен быть уверен в наличии существования связи между качеством выполняемой работы и результатом труда.

Мотивационные модели

Рассмотренные выше мотивационные теории позволяют формировать различные мотивационные модели, представляющие собой совокупность подходов и практических мер, основанных на научных положениях и взглядах.

Основные мотивационные модели это:

  • традиционная модель – базируется на понимании природы человека, которому труд отвратителен. Основное количество работников считают, что сумма вознаграждения стоит на более высоком месте, чем результат работы, которую они выполняют.
  • модель человеческих отношений – базируется на утверждении, что необходимость быть полезным и признаваемым группой для работника важнее, чем сумма вознаграждения.
  • модель человеческих ресурсов – базируется на мнении, что основное чило работников относится к труду творчески и готово самосовершенствоваться в нем в большей степени, чем это необходимо, исходя из условий производства. Данная модель не игнорирует денежной мотивации, признавая важность и других мотивов.

Экономические методы мотивации

В основе экономических методов мотивации персонала лежат различные экономические выгоды, получаемые сотрудниками по итогам своей качественной профессиональной деятельности. Среди данных методов можно выделить:

  • премии, а также содействие со стороны руководителя в их получении;
  • увеличение заработной платы;
  • формирование возможностей для дополнительного заработка;
  • предоставление возможности участия в прибыли предприятия и различных льгот;
  • сокращение графика работы или создание возможностей для перехода на гибкий график;
  • увеличение дней отпуска и числа отгулов.
Замечание 2

Представленные выше методы мотивации основываются на финансовых выгодах персонала, что приводит к их особой популярности на практике, которая связана с тем, что сотрудник реально понимает какие выгоды он получит.

Социально-психологические методы мотивации персонала

В качестве социально-психологических методов мотивации персонала можно выделить:

  • признание личностных достижений сотрудника;
  • карьерный рост;
  • различные организационные методы мотивации, среди которых: предоставление новых полномочий, личное консультирование сотрудником коллег и т.д.

К одному из первых и наиболее распространенных методов социально-психологической мотивации, следует отнести метод наказания и поощрения - политика «кнута и пряника». Данный метод применяется для получения заранее установленных результатов от деятельности персонала и существует долгое время при административно-командной системе. Его эффективность обусловлена наличием рутинных операций, а также незначительной содержательной частью труда, при отсутствии у сотрудников возможности смены места работы или при работе в коллективах. Позже данный метод сформировал систему административных и экономических санкций и поощрений персонала.

Можно отметить, что в рамках организации эффективной мотивации персонала к труду используются различные методы, выбор которых основывается на человеческих потребностях, нормах и ценностях. Это приводит к необходимости детального исследовали структуры мотивационных потребностей.

На основе всего вышесказанного, можно отметить, что построение эффективной системы мотивации сотрудников в организациях связано с определением их ключевых потребностей, а также их взаимосвязи с целями предприятия на основе формирования системы вознаграждений и поощрений, учитывающей индивидуальные особенности сотрудников.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :